.. в новом номере:

Экспорт разгоняется

Опубликованно: 2017-03-28

В России начал бурно расти экспорт автомобилей. Однако пока об экспортном буме машин из РФ говорить рано: в абсолютных величинах объемы таких поставок невелики, перспективы зависят от многих факторов.

Российские экспортеры автомобилей нажали на газ, последние данные по динамике поставок автомобилей за рубеж выглядят оптимистично: по данным Федеральной таможенной службы, по итогам января экспорт легковых автомобилей из России в штучном выражении вырос почти в 2,5 раза по сравнению с январем 2016 года (до 3,7 тыс. шт.), в стоимостном — на 54% (до $51,9 млн). При этом экспорт в страны дальнего зарубежья вырос втрое — до 1,5 тыс. автомобилей.

Если в 2015 году из России было экспортировано порядка 40 тыс. автомобилей, то по итогам 2016-го, по предварительным данным Российского экспортного центра (РЭЦ), из РФ за рубеж было поставлено 60 тыс. авто. В текущем же году экспорт ожидается на уровне 110 тыс. машин, а к 2020 году достигнет отметки в 250 тыс. единиц.

Между тем исторически российский автомобильный экспорт пока смотрится сдержанно и по сравнению с тем, что было во времена СССР. По данным «АСМ-Холдинга», в 1990 году Советский Союз поставлял в разные страны мира 360 тыс. автомобилей, то есть более чем в три раза больше, чем ожидаемый экспорт в текущем году. Правда, в те времена основными потребителями продукции советского автопрома были страны социалистического блока: Венгрия, Югославия, ГДР, Болгария. Хотя были довольно заметны поставки и в так называемые капиталистические страны: в Великобританию, Бельгию, Францию, Турцию, Финляндию.

Сейчас же основными направлениями поставок авто на экспорт является ближнее зарубежье, и в первую очередь страны Таможенного союза (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия). Что же касается других стран, то здесь, по данным компании «Автостат», лидируют Азербайджан, Египет, Украина, Латвия, Ливан, Китай, Германия.

Избыточные мощности

Ключевым стимулом развития экспорта автомобилей из России являются избыточные производственные мощности, которые образовались в результате падения российского автомобильного рынка. Согласно подсчетам, автозаводы традиционных российских автопроизводителей и ведущих мировых концернов способны в общей сложности выпускать 3,2 млн автомобилей в год. Однако, напомним, внутренний российский автомобильный рынок по итогам прошлого года составил 1,4 млн машин и примерно такой же объем ожидается в этом году. Соответственно производители ищут пути поставок своей автомобильной продукции за пределы России, к тому же это становится выгодно в связи с падением рубля. Вот, например, недавно выпускаемые в Тольятти автомобили Datsun начали официально отгружаться на рынок Ливана. По словам руководителей альянса Renault-Nissan, начало поставок машин Datsun из России — это часть плана альянса по глобальному возрождению марки Datsun. Сейчас в Ливан начинают отгружаться произведенные в РФ модели Datsun mi-DO и on-DO. И, вероятно, в ближайшем будущем Datsun из России начнут поставляться и в другие страны Ближнего Востока, а также мира.

Другим примечательным событием в области активизации российского автомобильного экспорта стало объявление концерна Volkswagen о том, что он начинает поставки собираемых под Калугой моделей Volkswagen Polo в Мексику. Немецкий автогигант заявляет, что первоначальный объем поставок этой машины в Мексику (которая здесь будет продаваться под названием Vento) составит несколько сотен седанов, а позже он будет уже исчисляться тысячами.

Не бездействует и марка Renault, которая, помимо продаж выпущенных в России автомобилей в страны ближнего зарубежья, с февраля начала поставлять Duster, Logan и Sandero Stepway во Вьетнам. Также марка объявила о планах экспорта производимого в Москве кроссовера Kaptur в Армению и Азербайджан.

В Армению будет отправлять машины российской сборки и компания Ford, причем в эту страну планируется отгружать весь модельный ряд американского бренда, включая Fiesta, Focus, Mondeo, Explorer, Kuga и EcoSport.

Наращивают экспортные поставки из РФ и корейцы: российский завод Hyundai-Kia помимо стран ближнего зарубежья, в последнее время начал поставки своих машин, например, в Египет, где популярный у нас Hyundai Solaris теперь продается под именем Accent.

Традиционные российские автопроизводители также говорят об усилении экспорта по ряду направлений. Так, «АвтоВАЗ» заявляет о том, что поставки автомобилей Lada в Азербайджан за последний год увеличились в 2,5 раза, а в Германию — более чем в 3 раза: в частности, в Германии растущим спросом пользуется старая добрая российская полноприводная «Нива», которая в этой стране продается под названием Taiga. На днях ведущий российский автопроизводитель объявил, что в текущем году планирует начать тестовые поставки на Кубу.

Помимо этого, в ближайшее время «АвтоВАЗ» планирует вдвое увеличить поставки Lada и в Египет (до 6 тыс. машин). Одновременно тольяттинский автогигант говорит об активизации спроса на российские машины в таких странах, как Перу, Никарагуа, Тунис. В ближайшее время предполагается начать поставки новой Lada Vesta в Сирию, Ливан, Марокко, Тунис, Алжир.

УАЗ заявляет также о росте экспорта: в частности, машины из Ульяновска, по словам представителей предприятия, хорошо уходят в Монголию и Чехию. Ну а Группа «ГАЗ» говорит, что ее автомобили уже поставляются в 39 стран и, в частности, экспорт легкого коммерческого грузовичка «Газель Next» недавно увеличился в такие страны, как Сербия, Черногория, Македония.

Примечательно, что в последнее время из России существенно активизировался экспорт не только автомобилей, но и автомобильных комплектующих. Например, сейчас уже порядка двух третей объема выпуска шин компании Nokian Tyres отгружается в европейские страны. О наращивании экспорта говорит и итальянская Pirelli, которая недавно начала поставлять выпускаемые на своих российских заводах шины в страны Европы и даже Северной Америки.

На экспорт каждое четвертое авто

Российское правительство заявляет, что в перспективе российский автомобильный экспорт может занимать весьма значимую долю. По словам главы Минпромторга Дениса Мантурова, к 2020 году экспорт легковых авто должен составлять 25% от общего производства, то есть на выезд из страны с российских конвейеров должен направляться каждый четвертый автомобиль.

Впрочем, у перспектив российского автомобильного экспорта есть и объективные препятствия. Начать с того, что в развитых странах с их плотной конкуренцией российские машины особенно никто не ждет. К тому же сами мировые автоконцерны вряд ли будут подрывать свои же собственные рынки, перенаправляя на них продуктовые потоки из России.

На рынках же стран третьего мира все не так просто. В некоторых из них, таких как Китай и Индия, есть своя сильная автомобильная промышленность. В других странах рынок уже поделен между мировыми автоконцернами — например, в Индонезии сильны позиции японцев, которые имеют свое мощное лобби в правительстве, жалуются российские экспортеры. На Ближнем Востоке ситуация осложнена политической нестабильностью из-за войны. С рядом стран процесс торговли затрудняют высокие таможенные пошлины: например, в Эфиопии они достигают 35%, во Вьетнаме — 70%, а в Нигерии — 140%. Остро стоит вопрос и логистической составляющей. Страны третьего мира зачастую расположены далеко от России, и к тому же часто у них отсутствует качественная логистическая инфраструктура — например, некоторые экспортеры говорят о перспективах рынка Боливии, но у этой страны нет выхода к морю для удобной доставки автомобилей.

Российские власти уже давно обещают принять специальную программу поддержки российского автомобильного экспорта. Сообщается, что в прошлом году из бюджета на экспорт авто было выделено 3,3 млрд рублей. Однако этих средств явно недостаточно, и в текущем году объем данной поддержки может вырасти в 2–3 раза. В рамках программы власти обещают экспортерам выдавать льготные кредиты, помогать участвовать в выставочной деятельности, а также взаимодействовать со странами, куда ведутся поставки авто, на межгосударственном уровне. Также правительство планирует субсидировать затраты на логистику, что, по мнению экспортеров, могло бы дать ощутимые конкурентные преимущества в продвижении автомобильной продукции в отдаленных странах.

Данные меры могли бы действительно стать стимулом для дальнейшего развития экспорта автомобилей из России.

Известия

последние добавления

Новостная
лента вебинаров:

Почему таможня не дает добро? Мифы и заблуждения...

Существует много мифов и заблуждений, связанных со сложностями выхода предприятий на международные рынки. Среди них: политические риски, финансово-экономические, компетентностные (связанные с низким уровнем компетенций сотрудников компаний) и таможенные. Пожалуй, именно таможенные риски и расходы можно отнести к самому мифологизированному.

Миф №1.  Таможня портит нервы всем участникам ВЭД и всегда. Просчитать риски и расходы, связанные с таможенными формальностями, практически невозможно.

На вебинаре мы предлагаем обсудить насколько вредны для предприятия подобные мифы и заблуждения, и насколько полезно рассмотреть возможности выхода на международный рынок.

Готовится план вебинаров на осенне-зимний период. Какие темы будут сформированы - зависит в том числе и от Вас!

Уважаемый читатель! Сформулируйте вопрос, который вы хотели бы обсудить с коллегами-участниками ВЭД и пришлите его на vedcons@verline.ru, и в случае его актуальности, мы поможем раскрыть данную тему.

Запись вебинара "Практика обжалования постановлений таможенных органов"

Прошел очередной промо-вебинар для участников ВЭД.

Запись вебинара "Секреты психологии правды"

Журнал "ВЭД - консалтинг" провел очередной промо-вебинар на тему: "Секреты психологии правды"

последние добавления

Новости
законодательства:

Логистика в России. Куда едем, плывем, летим?

Участники российского логистического альянса ACEX дают комментарии о состоянии бизнеса в кризисный период, а такжена чем сейчас сосредоточены основные силы по удержанию позиций на рынке.

Итальянская таможня дает добро российским коллегам

7 сентября в штаб-квартире Федеральной таможенной службы Российской Федерации (ФТС) в Филях состоялась встреча Андрея Бельянинова, руководителя ФТС, и Саверио Каполупо, главнокомандующего Финансовой гвардии Италии.

С 01 июля 2015 года вступают в силу важные нормативные документы

С 01 июля 2015 года вступают в силу важные нормативные  документы

Законопроекту о свободном порте открыли путь ко второму чтению

Государственная Дума приняла в первом чтении пакет законопроектов о свободном порте Владивосток. 

Еще в разделе:
Новостная лента

ЮгТранс-2018: курс на контейнеризацию

Публикация на сайте от 2017-11-20

О развитии контейнерных перевозок через Новороссийский порт – на Международном транспортном форуме «ЮгТранс».

Для ведения бизнеса таможенному представителю понадобится в два раза меньше денег.

Публикация на сайте от 2017-10-31

ГОСДУМА ПРИНЯЛА ЗАКОН О РАТИФИКАЦИИ ТАМОЖЕННОГО КОДЕКСА ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА

Публикация на сайте от 2017-10-30

26 октября в Госдуме был принят закон о ратификации Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.

29 – 30 марта 2018 года в Геленджике состоится 14-й Международный транспортный форум «ЮгТранс-2018»

Публикация на сайте от 2017-10-19

ЮгТранс-2018: открыта регистрация на форум

СОВЕТ ЕЭК ТАКЖЕ ОПРЕДЕЛИЛ РАЗМЕР ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПЛАТЫ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ СВИДЕТЕЛЬСТВА ТАМОЖЕННОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ

Публикация на сайте от 2017-09-25

В качестве обеспечения исполнения обязанностей компании-посредники, принимающие участие в таможенных операциях и совершающие таможенные процедуры по договору и от имени участников ВЭД, обязаны будут предоставить обеспечение в размере эквивалентном не менее 500 тыс. евро.

VIII Всероссийская бухгалтерская конференция «Бухгалтерский учет и налоговые аспекты 2017-2018 гг.»

Публикация на сайте от 2017-09-14

Осталось всего 8 мест!! Успейте зарегистрироваться!

ПРЕЗИДЕНТУ РОССИИ ПРЕДСТАВЛЕН ДОГОВОР О ТАМОЖЕННОМ КОДЕКСЕ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА ДЛЯ ВНЕСЕНИЯ НА РАТИФИКАЦИЮ

Публикация на сайте от 2017-09-11

Цель Договора – обеспечение единого таможенного регулирования в Евразийском экономическом союзе.

 

В Калининграде открыл работу IX Международный Балтийский транспортный форум

Публикация на сайте от 2017-09-07

IX Международный Балтийский транспортный форум стартовал в Калининграде сегодня, 7 сентября. 

VIII Всероссийская финансово-бухгалтерская Конференция «Бухгалтерский учет и налоговые аспекты 2017 - 2018 г.г. »

Публикация на сайте от 2017-07-27

Приглашаем Вас на традиционную, ежегодную встречу ведущих специалистов финансово- бухгалтерского и налогового учета.

26 – 29 сентября 2017 г., г. Сочи, Sea Galaxy Hotel Congress & SPA

Ежегодно, на протяжении 8 лет, представители Министерства Финансов России, Федеральной Налоговой Службы России, эксперты в области аудита, бухгалтерского и налогового учета, а также ведущие специалисты передовых компаний России собираются на 1 неделю для активной совместной работы, обсуждения новаций законодательства и способов реализации их на практике.
 

Итоги работы Четвёртого Крымского транспортного форума

Публикация на сайте от 2017-07-04

В последних числах июня в Алуште состоялся Крымский транспортный форум, традиционно собравший профессиональную аудиторию транспортников, чиновников и бизнесменов со всей страны. Мероприятие прошло при поддержке Министерства транспорта Республики Крым. Эксперты обозначили все реперные точки развития полуострова и выработали план дальнейших действий, а в рамках автомобильной секции Форума было объявлено о создании Ассоциации  грузоперевозчиков и грузовладельцев Крыма. 

Учредитель издания:

Редакция "ВЭД консалтинг":

Адрес: 353900, г. Новороссийск,ул. Конституции, д. 18
Подписка и размещение рекламы: 8-964-892-40-86
Работа с авторами: 8-905-477-66-99
Факс: (8617)300-013
Сайт: www.vedcons.ru
Е-mail: vedcons@verline.ru

[ разработчик vedcons.ruNetworker LTD: 7-967-301-46-85 ]