.. в новом номере:

Россияне выступают за ужесточение правил ввоза белорусских продуктов

Опубликованно: 2017-03-14

В ближайшие месяцы Белоруссию ждут серьезные проблемы: увеличение выплат по внешнему долгу, резкое повышение коммунальных тарифов, новое падение доходов населения. Надежды на дополнительные доходы братская республика может связывать с Россией. Но граждане РФ в основном настроены против «хитрого белорусского транзита» санкционных товаров в Россию, который приносит доходы братской республике. В то же время настоящие белорусские товары россияне оценивают весьма положительно, сообщают социологи.

Социологи Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) опросили 1200 респондентов и выяснили, что граждане РФ в целом довольно положительно настроены к товарам из Белоруссии. Так, большинство (79%) считают такую продукцию качественной. При этом наиболее популярна белорусская продукция у взрослого населения – от 35 лет и старше. Заметим, из тех, кому нравятся белорусские продукты, высока доля тех, кто считает эту продукцию дорогой. В частности, на это указало 40% опрошенных.

В целом же за последний месяц почти половина респондентов покупали какие-либо белорусские продукты. В первую очередь у россиян пользуются популярностью белорусские молочные продукты. Их в течение последнего месяца покупала почти треть опрошенных. Мясо и колбасы из Белоруссии приобретал в нашей стране каждый шестой россиянин. Замыкают «тройку» сахар и кондитерские изделия – их в течение месяца приобретало 9% россиян.

Примечательно, что на фоне такой поддержки кошельком белорусских товаров граждане РФ довольно резко возражают против ввоза в РФ под видом белорусских санкционных товаров. На вопрос социологов, как лучше поступить с ввозом в РФ запрещенных продуктов питания под видом белорусских, лишь 10% ответили, что делать с этим «хитрым транзитом» ничего не нужно. При этом почти 80% заявили, что случаи ввоза санкционных товаров необходимо жестко пресекать.

Белорусские продукты и товары народного потребления пользуются среди россиян репутацией качественных и относительно недорогих, делают вывод социологи. «Однако кредит доверия может быстро исчерпаться, если недобросовестные поставщики (ими могут быть и не сами белорусы) будут эксплуатировать ценный бренд и выгодную логистическую схему этой страны для обхода запретов», – замечает руководитель департамента исследований ВЦИОМа Степан Львов.

Заметим, свои предупреждения прогосударственные социологи делают на фоне разгорающегося конфликта между Минском и Москвой. Напомним, в начале февраля Россия запретила импорт говядины из Минской области Белоруссии. В Россельхознадзоре тогда говорили, что на территории Минской области реализуются «мошеннические схемы с поставками в Россию украинского и европейского мясосырья, которое выдается за белорусское». В феврале 2017-го на действия ведомства Сергея Данкверта бурно отреагировал президент Белоруссии Александр Лукашенко. «Нам надо возбудить уголовное дело по Данкверту за нанесение ущерба государству», – заявил глава государства. По его мнению, «все эти данкверты – люди заинтересованные, у каждого огромные латифундии, они сами являются производителями того или иного продукта... или крышуют». «Когда посидят у нас в следственном изоляторе, то будут отдавать себе отчет за свои решения», – продолжил белорусский лидер, напомнив о деле экс-главы «Уралкалия» Владислава Баумгертнера (см. «НГ» от 07.02.17).

На фоне этих запретов Минск объявляет о планах по увеличению поставок продовольствия на российский рынок в текущем году. В частности, в конце прошлой недели об этом заявил зампред правительства Белоруссии Михаил Русый. По его словам, поставки продовольствия будут увеличены на 8%. «Мы готовы увеличивать поставки той продукции, которая будет востребована на российском рынке», – сказал зампред, не уточнив, по каким именно товарам планируется увеличение. По оценке Минсельхоза Белоруссии, Россия занимает самую большую долю в общем объеме белорусского экспорта продовольствия – 94,5%. За 11 месяцев 2016 года поставлено продукции почти на 2 млрд долл.

Между тем, обращают внимание эксперты «НГ», сложно сказать сколько на самом деле жители РФ потребляют белорусских товаров. «Согласно Таможенному кодексу Таможенного союза (ТК ЕврАзЭС), страной происхождения является та, в которой производились последние операции по переработке продукта. Грубо говоря, вы покупаете творожок, в составе которого сухое молоко скорее всего белорусское (свыше 50% потребляемого в РФ сухого молока оттуда), но творожок де-факто российский», – говорит аналитик «Алор Брокер» Кирилл Яковенко.

Аналогично действуют и белорусские предприятия. «Взять те же пресловутые белорусские креветки, которые в Белоруссии сварили и упаковали, какой будет страна происхождения?» – задается вопросом замдиректора Института стран СНГ Владимир Жарихин. «То есть ввозя в Россию фасованные европейские сыры или фрукты, Белоруссия нарушает ТК ровно настолько же, насколько его нарушают российские молочники, продающие белорусское молоко под своими уже российскими брендами», – продолжает Яковенко, подчеркивая, что запрет на ввоз переработанных в Белоруссии товаров приведет к коллапсу на российском рынке.

Впрочем, этого мнения придерживаются не все. «Доля запрещенных товаров под видом санкционных не так велика. Конечно, киви и клубники из Беларуси стали ввозить в разы больше, но до этого ввоз был мизерный, рост в разы не дает огромных объемов», – говорит директор Центра агропродовольственной политики Академии народного хозяйства и государственной службы Наталья Шагайда. Но псевдобелорусские продукты есть. «Но экономически они не важны ни для Беларуси, ни для РФ», – уверена эксперт.

Продовольственный спор не единственный в повестке двух стран. По-прежнему не разрешена проблема оплаты российского газа. При этом долг страны за поставки голубого топлива из РФ продолжает увеличиваться. В конце февраля вице-премьер Аркадий Дворкович объявил, что долг братской республики уже достиг 600 млн долл. При этом стоимость российского газа для Белоруссии с 1 января была увеличена почти на 7% и составила 141,1 долл. за тысячу кубометров, сообщали СМИ.

Напомним, нефтегазовый спор двух стран длится с начала 2016 года, когда в Белоруссии заявили о несправедливости цены на российский газ. Минск надеется убедить Москву в необходимости снизить стоимость газа, требуя установить вместо контрактной цены льготную – около 70–80 долл. Как заявлял глава белорусского Минэнерго Владимир Потупчик, в Минске уверены, что должны действовать рыночные равнодоходные цены (см. «НГ» от 30.01.17). В свою очередь, Москва настаивает на оплате долга в полном объеме «по той формуле, которая была ранее». Но пока стороны так и не пришли к соглашению в этом вопросе. Не добившись от Москвы корректировки контракта, Белоруссия в одностороннем порядке решила снизить цену, перестав в полной мере оплачивать газ.

В ответ Россия заявила о снижении беспошлинных поставок нефти в Белоруссию, связав это как с недоплатой за газ, так и с недопоставками нефтепродуктов в РФ. Таким образом уже в первом квартале 2017 года поставки черного золота в Белоруссию составят 4 млн тонн против прежних 5,5 млн тонн. На что в Минске объявили о повышении тарифа на транзит российской нефти (см. «НГ» от 28.11.16).

Споры двух стран осложняются острой потребностью Минска в валюте для погашения внешних долгов. До сих пор основным источником валютных поступлений Белоруссии были экспортные поставки продуктов переработки российской нефти. Однако после сокращения поставок сырой нефти из России снизились и валютные доходы страны. Кроме этого, обращали внимание экономисты Центра развития Высшей школы экономики (ВШЭ), в ближайшее время Минску предстоит изыскать где-то 2 млрд долл. для выплаты внешних долгов. «И если Александр Лукашенко не согласится на условия Международного валютного фонда, то ему предстоит потратить почти половину имеющихся золотовалютных резервов, которые и так снизились до минимального уровня», – обращали внимание эксперты.

Нормализация отношений с Россией по идее могла бы помочь братской республике. «Если Белоруссия и Россия договорятся о нефти и газе, это будет означать, что в бюджет республики может поступить примерно на 700 млн долл. больше, чем в 2016 году (как за счет увеличения поставок с 20 до 26 млн т нефти, так и за счет более высоких цен на нефть). Кроме того, если Россия предоставит скидку на газ, это может дать Белоруссии дополнительно 300 млн долл. Также может поступить около 1 млрд долл. по кредиту от Евразийского фонда. Итого: плюс 2 млрд по финансовому счету», поясняют в ВШЭ (см. «НГ» от 03. 02.17).

Пока же такие перспективы не просматриваются. «После спада ВВП примерно на 2,7% в 2016 году текущий год вряд ли принесет с собой существенный рост», – полагают в Центре развития. По мнению экономистов, Белоруссия не сможет продолжить бюджетное и квазибюджетное финансирование. «Профицит белорусского бюджета достигается такими операциями, как директивное кредитование через банки или бюджет, а также операции Нацбанка… В отсутствие значительного внешнего финансирования эти операции не смогут продолжаться из-за их конечного влияния на дефицит бюджета или дефицит платежного баланса. В то время как точный объем квазифискальных трат в Беларуси оценить сложно, эффект их снижения будет заметным», – предупреждают в ВШЭ.

В свою очередь, неразрешенность нефтегазового спора с РФ может привести и к более серьезным последствиям. «В зоне риска – торговля, кредитование, транзит, а вместе с ними социальная стабильность», – считают экономисты. 

Независимая газета

последние добавления

Новостная
лента вебинаров:

Почему таможня не дает добро? Мифы и заблуждения...

Существует много мифов и заблуждений, связанных со сложностями выхода предприятий на международные рынки. Среди них: политические риски, финансово-экономические, компетентностные (связанные с низким уровнем компетенций сотрудников компаний) и таможенные. Пожалуй, именно таможенные риски и расходы можно отнести к самому мифологизированному.

Миф №1.  Таможня портит нервы всем участникам ВЭД и всегда. Просчитать риски и расходы, связанные с таможенными формальностями, практически невозможно.

На вебинаре мы предлагаем обсудить насколько вредны для предприятия подобные мифы и заблуждения, и насколько полезно рассмотреть возможности выхода на международный рынок.

Готовится план вебинаров на осенне-зимний период. Какие темы будут сформированы - зависит в том числе и от Вас!

Уважаемый читатель! Сформулируйте вопрос, который вы хотели бы обсудить с коллегами-участниками ВЭД и пришлите его на vedcons@verline.ru, и в случае его актуальности, мы поможем раскрыть данную тему.

Запись вебинара "Практика обжалования постановлений таможенных органов"

Прошел очередной промо-вебинар для участников ВЭД.

Запись вебинара "Секреты психологии правды"

Журнал "ВЭД - консалтинг" провел очередной промо-вебинар на тему: "Секреты психологии правды"

последние добавления

Новости
законодательства:

Логистика в России. Куда едем, плывем, летим?

Участники российского логистического альянса ACEX дают комментарии о состоянии бизнеса в кризисный период, а такжена чем сейчас сосредоточены основные силы по удержанию позиций на рынке.

Итальянская таможня дает добро российским коллегам

7 сентября в штаб-квартире Федеральной таможенной службы Российской Федерации (ФТС) в Филях состоялась встреча Андрея Бельянинова, руководителя ФТС, и Саверио Каполупо, главнокомандующего Финансовой гвардии Италии.

С 01 июля 2015 года вступают в силу важные нормативные документы

С 01 июля 2015 года вступают в силу важные нормативные  документы

Законопроекту о свободном порте открыли путь ко второму чтению

Государственная Дума приняла в первом чтении пакет законопроектов о свободном порте Владивосток. 

Еще в разделе:
Новостная лента

VIII Всероссийская бухгалтерская конференция «Бухгалтерский учет и налоговые аспекты 2017-2018 гг.»

Публикация на сайте от 2017-09-14

Осталось всего 8 мест!! Успейте зарегистрироваться!

ПРЕЗИДЕНТУ РОССИИ ПРЕДСТАВЛЕН ДОГОВОР О ТАМОЖЕННОМ КОДЕКСЕ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА ДЛЯ ВНЕСЕНИЯ НА РАТИФИКАЦИЮ

Публикация на сайте от 2017-09-11

Цель Договора – обеспечение единого таможенного регулирования в Евразийском экономическом союзе.

 

В Калининграде открыл работу IX Международный Балтийский транспортный форум

Публикация на сайте от 2017-09-07

IX Международный Балтийский транспортный форум стартовал в Калининграде сегодня, 7 сентября. 

VIII Всероссийская финансово-бухгалтерская Конференция «Бухгалтерский учет и налоговые аспекты 2017 - 2018 г.г. »

Публикация на сайте от 2017-07-27

Приглашаем Вас на традиционную, ежегодную встречу ведущих специалистов финансово- бухгалтерского и налогового учета.

26 – 29 сентября 2017 г., г. Сочи, Sea Galaxy Hotel Congress & SPA

Ежегодно, на протяжении 8 лет, представители Министерства Финансов России, Федеральной Налоговой Службы России, эксперты в области аудита, бухгалтерского и налогового учета, а также ведущие специалисты передовых компаний России собираются на 1 неделю для активной совместной работы, обсуждения новаций законодательства и способов реализации их на практике.
 

Итоги работы Четвёртого Крымского транспортного форума

Публикация на сайте от 2017-07-04

В последних числах июня в Алуште состоялся Крымский транспортный форум, традиционно собравший профессиональную аудиторию транспортников, чиновников и бизнесменов со всей страны. Мероприятие прошло при поддержке Министерства транспорта Республики Крым. Эксперты обозначили все реперные точки развития полуострова и выработали план дальнейших действий, а в рамках автомобильной секции Форума было объявлено о создании Ассоциации  грузоперевозчиков и грузовладельцев Крыма. 

29 – 30 июня 2017 года в Алуште начнёт работу Четвёртый Крымский транспортный форум

Публикация на сайте от 2017-06-27

Крымский транспортный форум стал одной из первых деловых площадок на полуострове, объединивших профессионалов для решения вопросов, появившихся после объединения Крыма и России. И уже через пару дней эксперты соберутся продолжить эту работу, проанализировать реализованные проекты и наметить новые задачи. 

О развитии дорожно-транспортной отрасли - на Крымском транспортном форуме

Публикация на сайте от 2017-06-06

Сергей Бидонько, заместитель Председателя Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по транспорту и строительству расскажет на Четвёртом Крымском транспортном форуме о развитии дорог в Республике Крым.

О рынке инертных грузов и строительных материалов - на Крымском транспортном форуме

Публикация на сайте от 2017-05-30

Строительство на Крымском полуострове идёт полным ходом, и объёмы перевозок соответствующих грузов будут только расти

Вопросы функционирования таможни в Республике Крым и Севастополе - на Крымском транспортном форуме

Публикация на сайте от 2017-05-25

Олег Моисеев, первый заместитель начальника Крымской таможни рассмотрит на форуме взаимоотношения таможни и бизнеса и проанализирует эффективность взаимодействия в рамках свободной экономической зоны в Республике Крым. 

Введение пошлин на полистирол несет большие риски для перерабатывающей промышленности России

Публикация на сайте от 2017-05-23

Как утверждают эксперты рынка, инициатива, выдвинутая в узких интересах трех коммерческих организаций, ставит под удар всю переработку пластмасс в России.

Учредитель издания:

Редакция "ВЭД консалтинг":

Адрес: 353900, г. Новороссийск,ул. Конституции, д. 18
Подписка и размещение рекламы: 8-964-892-40-86
Работа с авторами: 8-905-477-66-99
Факс: (8617)300-013
Сайт: www.vedcons.ru
Е-mail: vedcons@verline.ru

[ разработчик vedcons.ruNetworker LTD: 7-967-301-46-85 ]