.. в новом номере:

Логистика в России. Куда едем, плывем, летим?

Опубликованно: 2015-12-10

Логистика в России. Куда едем, плывем, летим?

Спад, спад, однозначный спад! Именно так логистические компании характеризуют состояние отрасли транспортных услуг в современной экономической ситуации. Услуги подешевели, кто не смог работать за небольшие деньги – пошел ко дну. Оборот по складам замедлился. Автоперевозчики без грузов из Европы чувствуют себя плохо. Некоторые компании говорят о более чем 30% снижении потоков. Но, есть ите, кто считает, что нынешнюю ситуацию на рынке российской логистики критической и уж тем более катастрофической называть не стоит.

Участники российского логистического альянса ACEX дают комментарии о состоянии бизнеса в кризисный период, а также на чем сейчас сосредоточены основные силы по удержанию позиций на рынке. Некоторые компании во время кризиса смогли вовремя перестроится, обратить внимание на перспективные направления, благодаря чему удержали стабильный объем грузоперевозок.

Особенности регионов. Что не так?

По мнению Дениса Бобракова, коммерческого директораBlackSeaShippingServiceLtd, Новороссийск,особых проблем порт не испы

тывает, в докризисный период был некий дефицит припортовых терминалов, складских помещений и зон для перевалки груза, прибывающего или убывающего по ж/д. Но сейчас трудностей с организацией логистики любого вида нет.

«В регионе достаточное количество автотранспорта, складских помещений, контейнерных терминалов, - комментирует Мария Москвичева, руководитель компании «Бюро перевозок», член альянса ACEXв Ростове-на-Дону. - Дефицита в ресурсах не наблюдается ни в чем. Предприниматели от логистики чутко следят за спросом и тут же реагируют предложением. Проблема в текущем моменте только в наличии грузов, точнее в их отсутствии -  идет общий спад по всем отраслям».

По словам партнера альянса ACEX, президента Уральской Логистической Ассоциации, Сергея Шавзиса, наУрале имеется насыщенная сеть автодорог и достаточное количество собственного автотранспорта. Транссибирская магистраль с ответвлениями во все регионы Урала обеспечивает железнодорожное сообщение, существует разветвленная сеть контейнерных терминалов. Регион занимает 3е место по стране после Москвы и Санкт-Петербурга по наличию складов высокого класса. Аэропорт Кольцово в Екатеринбурге является одним из крупнейших региональных международных аэропортов, способный обрабатывать все типы воздушных судов до Boeing 747.

Тем не менее, - отмечает Сергей Шавзис, - 70% грузов везут в регион по-прежнему через Москву. Причиной может быть конкуренция с Астаной и Новосибирском на транзитных рейсах из Европы в Китай».

Андрей Дубовик, руководитель отделамультимодальных перевозокООО АТК, г. Владивосток: «У нас всего очень много: логистических компаний, машин, поездов, прочего. В промежутке с 2008 по 2013 компании сумели заработать, клиентов было много, условия подходящие, все что-то возили. Сейчас конкуренция настолько жесткая, что многие сдаются, некоторые компании сильно сокращаются, зарплаты урезаются».

На первый взгляд представители региональных транспортных компаний вполне удовлетворены уровнем инфраструктуры и общей ситуацией в отрасли, тем не менее, респонденты прямо или косвенно касаются проблемы концентрации грузопотоков в центральных областях.В регионах по-прежнему не хватает крупных и сильных мультимодальных логистических операторов, которые имеют свои собственные центральные мощности. В большинстве случае

в все операторы московские, все западные компании имеют свои центры в Москве. Это объективно связано с концентрацией в столице торгово-промышленных мощностей и большого рынка потребления. И из Москвы уже снабжаются все регионы. Сложно делать прогноз, как скоро может измениться ситуация, нотенденции, по мнению региональных членов альянса, к этому есть.

Что получает потребитель?

В сложившихся условиях кризиса перемены на себе ощущают не только транспо

ртные компании, но и потребители услуг и товаров. Конкуренция заставляет экспедиторов и грузовладельцев постоянно уменьшать стоимость перевозок, тем не менее в конечном итоге, после прохождения всех этапов перевозки, конечнаястоимость товара все равно с каждым днем растет. Причины многочисленны: среди них и высокая стоимость закупки, если говорить об импорте, и таможенные сборы, размер которых также зависит от стоимости товара, а в связи с ослаблением рубля приходится сталкиваться с ее серьезным увеличением.

«И логисты, и потребители озадачены тем, чтобы найти более выгодные способы перевозок товаров. Часто выбираются нетрадиционные способы перевозок грузов (например, сухопутная перевозка из Китая через Забайкальск), - комментирует Андрей Дубовик. В моем понимании – это неоправданный риск. Неизученные схемы могут дать сбой, и погоня за прибылью превратится в поиски пропавшего товара или срыв сроков доставки».

«Все направлено на снижение себестоимости и продвижения товаров, - считает Сергей Шавзис, -  Транспорт стремится к снижению ставки.  Появление инноваций направлено на снижение 

себестоимости товаров. Там, где включается регулятор (государство, например), появляется увеличение стоим

ости. В любом случае, удорожание или удешевление кладется на плечи потребителя».

Каковы прогнозы?

По мнению экспертов, эффективности 2004-2007 года уже не будет. Необходимо научиться работать в новых экономических реалиях. Правительство отводит 2-3 года на преодоление сложного периода, далее ситуация должна проясниться.

«Прогнозы восстановления отрасли связаны с прогнозом восстановления платежеспособного спроса населения, в том числе, за счет мер государственного регулирования в сфере потребительских товаров, агропромышленности и машиностроения, -  уверен Исполнительный директор Русской интермодальной логистической ассоциации (РИЛА) Александр Лисин.

«Нестабильный курс рубля по отношению к остальным валютам является причиной низкого грузопотока. Остается либо основательно переориентироваться на экспорт, либо продолжать приспосабливаться к окружающим факторам. Кризис рано или поздно в нашей отрасли закончится и выиграют те, кто руки не опустил», - считает Андрей Дубовик

Правительство должно заботиться о промышленности, сельском хозяйстве, машиностроении, а логистика подтянется, уверены эксперты.

«Логистика неотъемлема от всей экономики и, если отрасль «падает» на 30%, это означает что экономика падает минимум на 20%. То есть сначала сокращается импорт, за ним внутрироссийские перевозки, поскольку в большинстве своем это перевозки импорта, а не внутренней продукции», - считает руководитель Первого российского логистического альянса ACEX, Мирослав Золотарев.

В сложных экономических условиях именно государственные структуры имеют полномочия и средства на субсидирование той или иной отрасли экономической деятельности. Очевидно, что транспортная логистика является сферой, обслуживающей, поэтому о глобальной господдержке на данном этапе развития экономики говорить не приходится. Тем не менее, развитие промышленности, сельского хозяйства и машиностроения могут дать толчок всем сферам экономики для становления на путь выхода из кризиса. При выбранном курсе государства на развитие импортозамещения, участие государства посредством размещения государственных заказов на ведущих предприятиях является той самой помощью. 

«Наши партнеры «ТАН

ТК им. Г.М. Бериева» и ОАО "Ростсельмаш" сообщили о размещении госзаказов», - делится новостью Мария Москвичева (член ACEX, Ростов-на-Дону).

«Господдержки компаний транспортно-логистической отрасли не предлагается, - считает Александр Лисин.-Власти сосредоточились на проектах строительства транспортной инфраструктуры. Влияния на рынок ТЛУ нет. На рыноквлияют другие игроки: РЖД, иностранные логистические операторы, крупные торговые сети».

«Кризис на то и кризис, чтобы оставить только сильнейших из нас, - уверен Андрей Дубовик. - Государство уже сделало много: думаю, идея территорий опережающего развития даст работу тем логистам, кто остается в тренде».

Каковы шаги по улучшению отрасли в долгосрочной перспективе?

Руководители российских логистических компаний сходятся во мнении, что ряд мер смогут повлиять на сложившуюся ситуацию. Среди них называются такие, как расширение полномочий региональных органов власти с целью направления средств для создания транспортно-логистических комплексов, обновление подвижного состава, развитие института государственно-частного партнерства, развитие смежных сегментов экономики, увеличение доли госконтрактов для предприятий малого и среднего бизнеса, увелич

ение производимой продукции, а также уменьшение количества перевозчиков по принципу естественного отбора в условиях здоровой конкуренции.

В настоящее время эффективность цепочки поставок товаров является основным условием обеспечения конкурентоспособности предприятия. Возведение крупных логистических центров - завтрашний день логистического рынка в России и один из главных факторов снижения арендных ставок складских помещений и стоимости предоставляемых логистических услуг. Логистические парки, объединяя на одной платформе компании разных отраслей и транспортные коммуникации, устанавливают качественно новые стандарты в концепциях развития, дизайне и управлении логистикой.

«В российской логистической отрасли отсутствует кооперация между компаниями, предоставляющими разные услуги, все хотят все сделать сами, каждый хочет быть 3 и 4 PL провайдером, а нужно выстраивать цепочки поставок между логистическими компаниями, создавать более экономичные схемы доставки за счет различных ресурсов», - уверен Мирослав Золотарев.

В последние годы наметилась тенденция развития региональной логистики в Екатеринбурге, Новосибирске, Владивостоке и других региональных центрах. Россия является транзитной страной, через которую проходят самые короткие транспортные маршруты между Европой и Азией. Если по морю грузы из Азии в Европу доставляются за 30 и более дней, то по Транссибирской железной дороге за 10 — 12 суток. Есть проекты по развитию региональных мультимодальных хабов, в частности, в Новосибирске. Возможно, это позволит изменить грузопоток, привлечь в Россию больше транзитных грузов. По аналогии с РЖД, занявшейся вплотную транзитом и увеличившей количество прямых контейнерных поездов из Китая в Европу с двух десятков до двух сотен за год на базе транзитных грузов, та же возможность имеется и для авиационной отрасли, которая ждет своего интегратора.

Руководитель российского логистического альянса ACEX Мирослав Золотарев резюмирует: «Очевидно и понятно одно – издержки на логистику в России составляют более 20% в стоимости товаров, что есть очень много.Задача сейчас состоит в сокращении издержек, что даст развитие отрасли и экономике в целом. Пути сокращения издержек: инфраструктура, укрупнение терминалов, дороги и прочее.

Импортозамещение есть хорошая идея, нужно производить внутри страны то, что можно в ней потреблять по максимуму, а не зависеть от импорта. Но кроме замещения импорта нужно еще развивать экспорт, нужно искать рынки сбыта российским товарам, поднимать малый и средний бизнес. Российская экономика очень монополизирована и основные товаропотоки производят крупные компании. А логистические предприятия их между собой «пилят». Но это путь в никуда, на всех не хватит одного пирога. Нужно помогать другим «пекарням». Никто у нас не смотрит на Европу как рынок сбыта, бытует мнение что российские стандарты ниже чем европейские, и нам там ничего не светит, однако никто не мешает поработать над качеством продукции и привести ее в соответствие европейским «гостам», а не работать по еще советским.

Тогда и логистика подтянется и будет управлять одновременно этими процессами».

Пока гром не грянет.

Подводя итог, можно говорить об потенциале России и стран евроазиатского пространства для развития сферы логистики. И кризисный период этому, как ни странно, оказался в помощь.

На фоне резкого сокращения импорта продукции из европейских стран и скачущего курса валют, а также уменьшения количества экспорта в Украину, российские компании ищут выход на новые рынки сбыта. Увеличивается циркуляция товаров в странах ЕАЭС, происходит переориентация товаропотоков на экспорт российской продукции.

Сейчас есть все возможности перенимать опыт иностранных партнеров, готовых к сотрудничеству, а также развивать собственную инфраструктуру, опираясь на внутренние ресурсы, стремиться к сокращению издержек и увеличению конкурентоспособности.


Перспективы развития и привлекательность евроазиатского рынка ТЛУ будут обсуждаться на 3 конференции альянса ACEXв апреле.

последние добавления

Новостная
лента вебинаров:

Почему таможня не дает добро? Мифы и заблуждения...

Существует много мифов и заблуждений, связанных со сложностями выхода предприятий на международные рынки. Среди них: политические риски, финансово-экономические, компетентностные (связанные с низким уровнем компетенций сотрудников компаний) и таможенные. Пожалуй, именно таможенные риски и расходы можно отнести к самому мифологизированному.

Миф №1.  Таможня портит нервы всем участникам ВЭД и всегда. Просчитать риски и расходы, связанные с таможенными формальностями, практически невозможно.

На вебинаре мы предлагаем обсудить насколько вредны для предприятия подобные мифы и заблуждения, и насколько полезно рассмотреть возможности выхода на международный рынок.

Готовится план вебинаров на осенне-зимний период. Какие темы будут сформированы - зависит в том числе и от Вас!

Уважаемый читатель! Сформулируйте вопрос, который вы хотели бы обсудить с коллегами-участниками ВЭД и пришлите его на vedcons@verline.ru, и в случае его актуальности, мы поможем раскрыть данную тему.

Запись вебинара "Практика обжалования постановлений таможенных органов"

Прошел очередной промо-вебинар для участников ВЭД.

Запись вебинара "Секреты психологии правды"

Журнал "ВЭД - консалтинг" провел очередной промо-вебинар на тему: "Секреты психологии правды"

последние добавления

Новостная
лента:

29 – 30 июня 2017 года в Алуште начнёт работу Четвёртый Крымский транспортный форум

Крымский транспортный форум стал одной из первых деловых площадок на полуострове, объединивших профессионалов для решения вопросов, появившихся после объединения Крыма и России. И уже через пару дней эксперты соберутся продолжить эту работу, проанализировать реализованные проекты и наметить новые задачи. 

О развитии дорожно-транспортной отрасли - на Крымском транспортном форуме

Сергей Бидонько, заместитель Председателя Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по транспорту и строительству расскажет на Четвёртом Крымском транспортном форуме о развитии дорог в Республике Крым.

О рынке инертных грузов и строительных материалов - на Крымском транспортном форуме

Строительство на Крымском полуострове идёт полным ходом, и объёмы перевозок соответствующих грузов будут только расти

Вопросы функционирования таможни в Республике Крым и Севастополе - на Крымском транспортном форуме

Олег Моисеев, первый заместитель начальника Крымской таможни рассмотрит на форуме взаимоотношения таможни и бизнеса и проанализирует эффективность взаимодействия в рамках свободной экономической зоны в Республике Крым. 

Введение пошлин на полистирол несет большие риски для перерабатывающей промышленности России

Как утверждают эксперты рынка, инициатива, выдвинутая в узких интересах трех коммерческих организаций, ставит под удар всю переработку пластмасс в России.

Еще в разделе:
Новости законодательства

Итальянская таможня дает добро российским коллегам

Публикация на сайте от 2015-09-08

7 сентября в штаб-квартире Федеральной таможенной службы Российской Федерации (ФТС) в Филях состоялась встреча Андрея Бельянинова, руководителя ФТС, и Саверио Каполупо, главнокомандующего Финансовой гвардии Италии.

Установлен порядок определения таможенной стоимости вывозимых из России товаров, общая таможенная стоимость которых не превышает суммы, эквивалентной 200 евро

Публикация на сайте от 2015-08-18

С 01 июля 2015 года вступают в силу важные нормативные документы

Публикация на сайте от 2015-07-01

С 01 июля 2015 года вступают в силу важные нормативные  документы

Законопроекту о свободном порте открыли путь ко второму чтению

Публикация на сайте от 2015-06-22

Государственная Дума приняла в первом чтении пакет законопроектов о свободном порте Владивосток. 

Постановление Правительства РФ от 09.03.2015 N 208

Публикация на сайте от 2015-03-17

"О внесении изменений в Положение о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации"

Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.03.2015 N 17

Публикация на сайте от 2015-03-17

"Об установлении ставки ввозной таможенной пошлины Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза в отношении промышленных жирных спиртов"

Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.03.2015 N 16

Публикация на сайте от 2015-03-17

"Об установлении ставки ввозной таможенной пошлины Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза в отношении турбовинтовых двигателей мощностью не более 1100 кВт для гражданских воздушных судов"

Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.03.2015 N 15

Публикация на сайте от 2015-03-17

"О применении антидемпинговой меры посредством введения антидемпинговой пошлины в отношении лимонной кислоты, происходящей из Китайской Народной Республики и ввозимой на таможенную территорию Евразийского экономического союза"

Ошибки в таможенной декларации простят

Публикация на сайте от 2015-02-17

Опубликован Федеральный закон от 12.02.2015 № 17-ФЗ «О внесении изменений в статьи 16.2 и 29.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях», который предусматривает освобождение декларанта от административной ответственности в случае предоставления таможенным органам исправленной таможенной декларации.

Учредитель издания:

Редакция "ВЭД консалтинг":

Адрес: 353900, г. Новороссийск,ул. Конституции, д. 18
Подписка и размещение рекламы: 8-964-892-40-86
Работа с авторами: 8-905-477-66-99
Факс: (8617)300-013
Сайт: www.vedcons.ru
Е-mail: vedcons@verline.ru

[ разработчик vedcons.ruNetworker LTD: 7-967-301-46-85 ]