.. в новом номере:

Предварительное электронное декларирование в портах Приморья дает пробуксовку

Опубликованно: 2015-10-20

Более года Дальневосточное таможенное управление проводит эксперимент по ускоренному декларированию импорта. В декабре этого года эксперимент завершается, надо подводить итоги. Успехи, безусловно, есть, время перемещения товара через границу сократилось до 8 дней, отмечают в таможне, но в этом сроке есть нюансы. Подробнее в ситуации разбирался корр. Дальневосточной деловой газеты «Золотой Рог».

О сути эксперимента

Эксперимент проводится в двух портах Приморского края – Владивостокском морском торговом и в Восточном - в соответствии с распоряжением Федеральной таможенной службы (ФТС) о совершенствовании таможенного администрирования. Его цель - сокращение сроков нахождения товаров в морских портах. В «дорожной карте» прописаны шаги, как это сделать, учитывая, что на сроки влияет не только таможня. В процессе перемещения товара с борта судна на транспортную платформу участвуют стивидоры, экспедиторы, ветеринары, санитары. Результат полуторагодового совершенствования, в том числе технического, процедуры таможенного оформления товаров есть.

- Мы давно продвинулись в технологиях, у нас автоматизированы все операции. Подать декларацию можно в электронном виде, причем еще до того, как товар пришел в порт. Это позволяет задекларировать товар за сутки, сегодня 70-80% поданных деклараций оформляются в эти сроки, - говорит начальник службы организации таможенного контроля ДВТУ Владимир ТЕРЕМЕЦКИЙ. - Задержки с оформлением если и есть, то связаны исключительно с проверкой каких-то отдельных деклараций. А именно когда есть попытки занизить таможенную стоимость или ввезти контрабанду. Сегодня мы можем утверждать, что процесс декларирования организован эффективно. Когда декларация в электронном виде поступает к нам, автоматически информация направляется в место временного хранения груза. После того, как вам приходит сообщение, что товар выпущен, вы приходите и забираете его. Вы уже ничего таможне не должны. При предварительном декларировании это делается еще быстрее. Поэтому нам непонятно, почему некоторые участники ВЭД затягивают подачу документов для оформления.

Когда видишь статистику средних показателей нахождения контейнеров во Владивостокском морском торговом порту, действительно напрашивается вопрос, почему, ведь выгоднее убраться из порта как можно быстрее.

По таможенной статистике за 2015 год, а она практически повторяет итоги прошлого года, контейнер находится на территории порта Владивосток приблизительно 13 дней. Из них на первые 8 дней приходится процедура таможенного оформления. Но в этих 8 днях отмечен еще один важный период, рассказали в ДВТУ. В среднем 5 дней из восьми таможенные органы не могут приступить к контролю груза, т. к. о нем не заявлено. В итоге на непосредственно таможенное оформление приходятся оставшиеся три дня из все тех же восьми. Причем в этих трех днях учтены и те грузы, оформление которых по какой-то причине задержалось.

- Каждый второй контейнер выпускается на следующий день после подачи декларации, а оставшиеся - в среднем через 3 дня, - уточняет Владимир Теремецкий. – То есть из 13 дней нахождения контейнера в порту мы влияем только на три. Мы заинтересованы и работаем над тем, чтобы сократить и эти три дня.

Даже падение грузооборота, отмеченное в стране и связанное с общими экономическими проблемами, не ускорило процедуру таможенного оформления. В прошлом году Владивостокский порт за месяц переваливал 10,5 тыс. контейнеров, а в этом - в среднем 6,5 тыс. «Казалось бы, чем меньше объем товара, тем быстрее его перемещение через границу, но такой корреляции мы не наблюдаем», - говорит Владимир Теремецкий.

Претензий к портам у таможенных органов нет. И «Восточная стивидорная компания» (оператор контейнерного терминала в порту Восточном) и «Владивостокский морской торговый порт» со своей стороны сделали все возможное для ускорения перевалки импортных грузов. В ООО «Восточная стивидорная компания» (ВСК, входит в группу Global Ports) «Золотому Рогу» сообщили, что «терминал выполняет в полном объеме принятые на себя обязательства, связанные с реализацией эксперимента по сокращению времени обработки контейнеров, прибывающих морским транспортом в порт Восточный».

В ОАО «ВМТП» отметили, что совместно с таможенной службой изменили документооборот, внедрили технологию взаимодействия гос. служб и порта «ЕТП», наладили информационный обмен между участниками ВЭД, и многое другое. «ВМТП всецело поддерживает инициативы ДВТУ и предпринимает различные меры для ускорения. Но их недостаточно, так как есть определенные ограничения по нормативным документам (Кодекс торгового мореплавания, законодательство и т.д.)», - пояснили в порту.

В ком же дело? Может, сопутствующие государственные контролирующие органы - фитосанитарный, ветеринарный контроль - так влияют на сроки? «Нет, - отмечает Владимир Теремецкий, - они делают это достаточно быстро».

Газета «Золотой Рог» попыталась разобраться, кто или что тормозит декларирование. Для этого мы обратились с одним и тем же вопросом к нескольким участникам ВЭД или их представителям. Признаться, немногие захотели говорить открыто. Да и в ответе на прямой вопрос больше говорили о проблемах, с которыми сталкиваются при декларировании. Ниже мы приводим и несколько общих проблемных ответов. Но вернемся к главному вопросу – сроку подачи декларации. Итак, почему же декларант часто не торопится?

Таможенные брокеры ссылаются на то, что не могут вовремя вытребовать с клиентов пакет документов. «Многие начинают суетиться, когда контейнер уже в порту», - говорит их представитель. Кстати, в процентном соотношении на таможенных брокеров приходится декларирование менее 30% импорта.

В основном участники ВЭД декларируют свой товар сами или через экспедиторские компании. Сами, как правило, декларируют товар крупные импортеры, зарегистрированные в других регионах страны. У таких в портах есть свои представители. Так как содержать штат и офис в порту – удовольствие недешевое, то более мелкие импортеры или те, кто ввозит товар время от времени, пользуются услугами сервисных компаний.

Представитель одной из таких сервисных компаний, работающих в портах Приморского края, рассказал, что крупные импортеры заинтересованы в быстрой реализации товара, поэтому декларирование у них налажено. Их немного, но на них приходится 40-50% от всего ввозимого объема товара. Остальные 50-60% импорта распределены среди многочисленной группы средних и мелких импортеров. Они-то, по мнению сервисных компаний, и портят статистику. «Нередки случаи, когда продавец отправил контейнер и не проинформировал об этом покупателя, - говорит участник ВЭД, пожелавший остаться неизвестным. - В этой ситуации получатель оказывается просто не готов к подаче декларации и вынужден суетиться, когда товар уже в порту и время пошло».

Много сложностей возникает у новичков. «Бывает так: сначала привозят контейнер, а потом думают, что с ним делать», - говорит еще один представитель сервисной компании.

- Если взять прошедший год, то одна из причин задержки с подачей декларации - это ловля курса, - рассказывает представитель ВЭД. – Колебания, как вы помните, были очень резкие, и порой приходилось ждать подходящий курс, чтобы уменьшить платежи.

Мы попытались выяснить у импортеров их мнение по поводу работы экспедиторов, которые декларируют товар для клиентов. Нет ли проблем в этом звене? Нет, говорят респонденты. «Декларант заинтересован быстрее оформить груз, деньги-то он получит за таможенную декларацию, больше оформил - больше получил, - был ответ. - Во-вторых, если декларант работает плохо, то клиенты от него будут уходить».

Из оперативного опроса газеты «Золотой Рог» участников ВЭД, как часто они пользуются ускоренным декларированием, вывод получился таков. Несмотря на достаточно длительный – более полутора лет - срок эксперимента, проводимого ДВТУ в портах ВМТП и Восточный, представители не всех сервисных компаний подтвердили, что знают о таком эксперименте. Достаточно странно, ведь ДВТУ в начале прошлого года массированно направляло эту информацию в СМИ.

Следующий вывод, к которому пришла газета, что на поведении участников ВЭД отразились экономический кризис и резкое падение курса рубля. Попытки ловить «удобный» курс приводили к задержкам с подачей деклараций.

Третья, как нам кажется, причина в том, что большинство участников ВЭД – это средние и мелкие компании. У них чаще случаются форс-мажорные обстоятельства при перемещении товара через границу, как то проблемы с поставщиками, личными кадрами и собственным знанием ВЭД.

Надежда ВОРОНЦОВА. Газета «Золотой Рог», Владивосток.


МНЕНИЕ

Контроль на таможне очень жесткий - эксперт

Генеральный директор ООО «Юридическая компания «ВЭД-Гарант» Александр РЕЗНИКОВ отмечает несовершенство таможенного контроля таможенной стоимости.

- Этот контроль у нас очень жесткий, ригидный и, самое главное, суперадминистративный. У декларанта (участника ВЭД) есть возможность искусственно увеличить таможенную стоимость товара и быстро «проскочить» таможенное оформление - либо оставить свою таможенную стоимость и нарваться на проверку, результатом которой (именно на начальном этапе таможенного оформления) будет требование таможни внести денежный залог (обеспечение). Вот тут и начинается пробуксовка. Декларант начинает искать судорожно деньги. Если они у него есть, то их нужно перевести на лицевой счет таможни, а это 1-3 дня. Если они уже у него есть на лицевом счету таможни, то все равно нужно потратить 1 день на то, чтобы получить требование таможни, написать заявление на списание и, в конце концов, выпустить товар. Если денег нет вообще, то декларация лежит у инспектора до 10 дней либо декларант пытается исхитриться и попробовать переподать ее, чтобы она попала новому инспектору, который, возможно, предъявит требование о денежном залоге в меньшем размере.

Государство стало закручивать гайки со сбором платежей, участники ВЭД - прятать товар. Декларант сталкивается с неопределенностью и страхом на таможне. И чтобы ему прийти в себя, на это уходит время, за которое так бьется ДВТУ.

Газета «Золотой Рог», Владивосток

последние добавления

Новостная
лента вебинаров:

Почему таможня не дает добро? Мифы и заблуждения...

Существует много мифов и заблуждений, связанных со сложностями выхода предприятий на международные рынки. Среди них: политические риски, финансово-экономические, компетентностные (связанные с низким уровнем компетенций сотрудников компаний) и таможенные. Пожалуй, именно таможенные риски и расходы можно отнести к самому мифологизированному.

Миф №1.  Таможня портит нервы всем участникам ВЭД и всегда. Просчитать риски и расходы, связанные с таможенными формальностями, практически невозможно.

На вебинаре мы предлагаем обсудить насколько вредны для предприятия подобные мифы и заблуждения, и насколько полезно рассмотреть возможности выхода на международный рынок.

Готовится план вебинаров на осенне-зимний период. Какие темы будут сформированы - зависит в том числе и от Вас!

Уважаемый читатель! Сформулируйте вопрос, который вы хотели бы обсудить с коллегами-участниками ВЭД и пришлите его на vedcons@verline.ru, и в случае его актуальности, мы поможем раскрыть данную тему.

Запись вебинара "Практика обжалования постановлений таможенных органов"

Прошел очередной промо-вебинар для участников ВЭД.

Запись вебинара "Секреты психологии правды"

Журнал "ВЭД - консалтинг" провел очередной промо-вебинар на тему: "Секреты психологии правды"

последние добавления

Новости
законодательства:

ГОСДУМА ПРИНЯЛА ЗАКОН О РАТИФИКАЦИИ ТАМОЖЕННОГО КОДЕКСА ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА

26 октября в Госдуме был принят закон о ратификации Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.

Логистика в России. Куда едем, плывем, летим?

Участники российского логистического альянса ACEX дают комментарии о состоянии бизнеса в кризисный период, а такжена чем сейчас сосредоточены основные силы по удержанию позиций на рынке.

Итальянская таможня дает добро российским коллегам

7 сентября в штаб-квартире Федеральной таможенной службы Российской Федерации (ФТС) в Филях состоялась встреча Андрея Бельянинова, руководителя ФТС, и Саверио Каполупо, главнокомандующего Финансовой гвардии Италии.

С 01 июля 2015 года вступают в силу важные нормативные документы

С 01 июля 2015 года вступают в силу важные нормативные  документы

Еще в разделе:
Новостная лента

Вьетнамский аналог «Старбакса» представит свою продукцию на СЭФ-2018

Публикация на сайте от 2018-11-14

Вебинар «WMS: безошибочное внедрение и эффективная эксплуатация»

Публикация на сайте от 2018-11-14

Азиатская делегация на СЭФ-2108 продолжает расти

Публикация на сайте от 2018-11-12

Открыта регистрация на 15-й юбилейный форум «ЮгТранс-2019»

Публикация на сайте от 2018-11-12

21 - 22 марта 2019 года в Геленджике (Kempinski Grand Hotel 5*) состоится 15-й Юбилейный международный транспортный форум «ЮгТранс-2019».

27 ноября 2018 г. состоится VIII Международный Конгресс «Таможенное регулирование и администрирование: первые результаты применения Таможенного кодекса ЕАЭС».

Публикация на сайте от 2018-10-16

СЭФ-2018 выведет малый и средний бизнес на международные рынки

Публикация на сайте от 2018-10-12

30 азиатских компаний едут за продукцией на Сибирский экономический форум

Публикация на сайте от 2018-10-05

Бесплатную фокус-группу в Китае провели для экспортеров организаторы СЭФ

Публикация на сайте от 2018-09-21

10-й Юбилейный Международный Балтийский транспортный форум состоялся в Калининграде 6-7 сентября

Публикация на сайте от 2018-09-11

6-7 сентября 2018 года в Калининграде на 10-ом Юбилейном Балтийском транспортном форуме эксперты активно обсуждали судьбы транспорта.

10-й Юбилейный Международный Балтийский транспортный форум стартовал в Калининграде.

Публикация на сайте от 2018-09-06

Сегодня, 6 сентября 2018 года, в Калининграде (деловой центр «На острове») открывает работу 10-й Юбилейный Балтийский транспортный форум.

Учредитель издания:

Редакция "ВЭД консалтинг":

Адрес: 353900, г. Новороссийск,ул. Конституции, д. 18
Подписка и размещение рекламы: 8-964-892-40-86
Работа с авторами: 8-905-477-66-99
Факс: (8617)300-013
Сайт: www.vedcons.ru
Е-mail: vedcons@verline.ru

[ разработчик vedcons.ruNetworker LTD: 7-967-301-46-85 ]