.. в новом номере:

ЕАЭС – Иран – Индия: выгоды взаимного сближения

Опубликованно: 2015-10-06

Подписание 29 мая 2015 года в посёлке Бурабай в Казахстане Соглашения о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и Социалистической Республикой Вьетнам дало толчок новым инициативам создания зон свободной торговли между ЕАЭС и рядом крупных экономик за пределами cоюза. К настоящему моменту с предложениями заключить соглашение о свободной торговле в Евразийскую экономическую комиссию обратились более 30 стран и региональных объединений. Близится к завершению работа совместных исследовательских групп по изучению целесообразности заключения таких соглашений с Индией и Ираном.

Основой зоны свободной торговли (ЗСТ) является отмена таможенных пошлин. Создание ЗСТ с Ираном и Индией позволит более чем вдвое увеличить объемы торговли этих стран с ЕАЭС. Примерно в такой же пропорции возрастёт промышленный экспорт государств-членов ЕАЭС в означенные страны.

Как отмечалось на российско-иранском форуме по развитию торговли, состоявшемся в сентябре сего года, характер экономических взаимоотношений двух стран естественным образом продвигает их к режиму свободной торговли. Так, ввоз Ираном разнообразного российского и белорусского оборудования за 2013 - первое полугодие 2015 гг. возрос более чем на 15% (доля поставок из РФ в этом секторе - свыше 65%). Иран продолжает увеличивать поставки из РФ и Казахстана зерновых и продуктов их переработки, а экспорт иранской сельхозпродукции и продукции нефтегазохимии в регион ЕАЭС за тот же период возрос соответственно на 20 и 15% . При этом 60% объема поставок упомянутых видов иранской продукции приходится на Россию. Вдобавок почти все страны ЕАЭС (кроме Киргизии) являются участницами проекта международного транспортного коридора «Север - Юг».

Само по себе географическое положение России и Ирана, по территории которых проходит трасса МТК «Север – Юг», создаёт базовые условия для свободной торговли между ЕАЭС и Исламской Республикой. Тем более что, как пояснил автору вице-президент Ирано-российской торгово-промышленной палаты Гадир Гиафэ, «обе стороны одновременно прорабатывают вопросы расширения использования нацвалют во взаиморасчетах. Что не только сокращает время этих расчетов, но и устраняет ценовые перекосы, существующие при товарных и других расчетах в долларах и евро».

Важным фактором развития торговли между РФ и Ираном стало подписание в конце сентября соглашения на закупку иранской стороной российского авиационно-космического оборудования, в том числе самолетов Superjet 100, на общую сумму в 21 млрд. долл. Подчеркнём, что это самый крупный экспортный контракт России в области аэрокосмической промышленности за последние 15 лет.

Как сообщает иранское информагентство «Мехр», глава бизнес-ассоциации нефтехимической отрасли Ирана Ахмед Махдави заявил недавно о «начале переговоров с российскими компаниями» «по поводу бартерного обмена российских товаров, включая оборудование, на иранскую нефтехимическую продукцию. В последнее время делегации переговорщиков по этому проекту совершили поездки в Москву и Тегеран. Российские компании планируют ввозить из Ирана метанол, карбамид, многие виды полимерных материалов». Те же российские компании «предлагают организовать реэкспорт товаров иранского нефтехимпрома продукции в другие европейские страны. Прежде всего, в Восточную Европу и регион бывшего СССР». Господин Махдави отметил, что «Россия, страны Центральной Азии и Кавказа – по-прежнему в числе стратегических экспортных рынков для иранской нефтехимической продукции».

Схожие тенденции наблюдаются в развитии экономических отношений Индии со странами ЕАЭС. В 2011-2014 гг. объем взаимной торговли возрос почти на 15%; индийский импорт разнопрофильного оборудования и транспортных средств из стран ЕАЭС (в основном из РФ и Белоруссии) увеличился на 20%. В 2015 г. начались российско-индийские взаиморасчеты в национальных валютах. Следует отметить также экспорт из РФ в Индию сжиженного природного газа. В июне сего года на VI Международном семинаре ОПЕК в Вене, где собирается нефтегазовый истеблишмент со всего мира, российский и индийский представители обсуждали вопрос о строительстве магистрального газопровода (МГП) Россия – Индия. По данным Международного энергетического агентства (IEA), к 2035 году Индия будет вторым в мире после Китая потребителем газа.

С 2013 года растут поставки из Индии в РФ и другие страны ЕАЭС товаров с высокой добавленной стоимостью - продукции химической промышленности (включая фармацевтические изделия, нефтехимические полуфабрикаты и товары бытовой химии), некоторых видов оборудования и крупнотоннажной техники.

Надо отметить также, что до недавнего времени 25 -30% объемов товарооборота Ирана и Индии со странами ЕАЭС приходилось на контракты с участием посреднических зарубежных компаний. Это затрудняло отладку взаиморасчетов, искажало ценовые параметры (ввиду посреднической маржи и стремления посредников дожидаться выгодных им курсов валют). С середины 2014 года ЕАЭС и Иран, ЕАЭС и Индия увеличивают долю прямых торговых связей: к настоящему времени этот показатель в обоих случаях достигает не менее 85%.

Кстати, что касается индийской экономики, обращает на себя внимание ее сравнительно высокая конкурентоспособность в сравнении с западными экономиками. Это обстоятельство не может не усиливать значимость зоны свободной торговли Индия - ЕАЭС для всех стран-участниц такой зоны.

Фонд стратегической культуры

последние добавления

Новостная
лента вебинаров:

Почему таможня не дает добро? Мифы и заблуждения...

Существует много мифов и заблуждений, связанных со сложностями выхода предприятий на международные рынки. Среди них: политические риски, финансово-экономические, компетентностные (связанные с низким уровнем компетенций сотрудников компаний) и таможенные. Пожалуй, именно таможенные риски и расходы можно отнести к самому мифологизированному.

Миф №1.  Таможня портит нервы всем участникам ВЭД и всегда. Просчитать риски и расходы, связанные с таможенными формальностями, практически невозможно.

На вебинаре мы предлагаем обсудить насколько вредны для предприятия подобные мифы и заблуждения, и насколько полезно рассмотреть возможности выхода на международный рынок.

Готовится план вебинаров на осенне-зимний период. Какие темы будут сформированы - зависит в том числе и от Вас!

Уважаемый читатель! Сформулируйте вопрос, который вы хотели бы обсудить с коллегами-участниками ВЭД и пришлите его на vedcons@verline.ru, и в случае его актуальности, мы поможем раскрыть данную тему.

Запись вебинара "Практика обжалования постановлений таможенных органов"

Прошел очередной промо-вебинар для участников ВЭД.

Запись вебинара "Секреты психологии правды"

Журнал "ВЭД - консалтинг" провел очередной промо-вебинар на тему: "Секреты психологии правды"

последние добавления

Новости
законодательства:

ГОСДУМА ПРИНЯЛА ЗАКОН О РАТИФИКАЦИИ ТАМОЖЕННОГО КОДЕКСА ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА

26 октября в Госдуме был принят закон о ратификации Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.

Логистика в России. Куда едем, плывем, летим?

Участники российского логистического альянса ACEX дают комментарии о состоянии бизнеса в кризисный период, а такжена чем сейчас сосредоточены основные силы по удержанию позиций на рынке.

Итальянская таможня дает добро российским коллегам

7 сентября в штаб-квартире Федеральной таможенной службы Российской Федерации (ФТС) в Филях состоялась встреча Андрея Бельянинова, руководителя ФТС, и Саверио Каполупо, главнокомандующего Финансовой гвардии Италии.

С 01 июля 2015 года вступают в силу важные нормативные документы

С 01 июля 2015 года вступают в силу важные нормативные  документы

Еще в разделе:
Новостная лента

Логист года – 2018. Победитель будет определен на XXII Московском Международном Логистическом Форуме

Публикация на сайте от 2018-12-20

Юбилейный «ЮгТранс» открывает новые возможности

Публикация на сайте от 2018-12-17

Топ «локомотивы» логистики в России в программе XXII Московского Международного Логистического Форума

Публикация на сайте от 2018-12-12

Экспертный совет XXII Московского Международного Логистического Форума назвал наиболее важные тренды в логистике на 2019 – 2020 гг.

Публикация на сайте от 2018-12-11

Шелковый путь начинается в Новосибирске: итоги V Сибирского экономического форума

Публикация на сайте от 2018-11-28

Оргкомитет Балтийского транспортного форума получил ответы на резолюцию

Публикация на сайте от 2018-11-27

Начал работу Экспертный совет XXII Московского Международного Логистического Форума 2019 года.

Публикация на сайте от 2018-11-21

27 ноября 2018 г. состоится VIII Международный Конгресс «Таможенное регулирование и администрирование: первые результаты применения Таможенного кодекса ЕАЭС».

Публикация на сайте от 2018-11-19

Вьетнамский аналог «Старбакса» представит свою продукцию на СЭФ-2018

Публикация на сайте от 2018-11-14

Вебинар «WMS: безошибочное внедрение и эффективная эксплуатация»

Публикация на сайте от 2018-11-14

Учредитель издания:

Редакция "ВЭД консалтинг":

Адрес: 353900, г. Новороссийск,ул. Конституции, д. 18
Подписка и размещение рекламы: 8-964-892-40-86
Работа с авторами: 8-905-477-66-99
Факс: (8617)300-013
Сайт: www.vedcons.ru
Е-mail: vedcons@verline.ru

[ разработчик vedcons.ruNetworker LTD: 7-967-301-46-85 ]