.. в новом номере:

Ученые РАН придумали способ увеличить доходы бюджета на 2,5 трлн руб.

Опубликованно: 2015-07-31

Лидер партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов на состоявшейся на этой неделе встрече с президентом попросил его поддержать рабочую группу по разработке методики определения полноты поступления таможенных платежей в бюджет. Об этом РБК рассказал справедливоросс, первый заместитель председателя комитета Госдумы по транспорту Михаил Брячак.

Группа, в которую вошли депутаты и представители профильных правительственных ведомств, хочет посчитать, сколько средств может недополучать бюджет от таможенных платежей, и представить результаты премьеру Дмитрию Медведеву к октябрю 2015 года. Для этого уже есть методика, разработанная специалистами Российской академии наук.

2,5 триллиона в серую

Ученые РАН обратили внимание на расхождение статистических данных Федеральной таможенной службы с данными ВТО и ООН. Например, в 2011 году по импорту оно составило 44,5% годового объема, по экспорту — 44,3% после пересчета расхождений с применением методических рекомендаций по проведению сопоставительного анализа данных о внешней торговле.

Они выдвинули гипотезу, что более низкие показатели внешней торговли, декларируемые российскими таможенниками, свидетельствуют о значительном сером экспорте-импорте.

Как следует из материалов Экспертно-аналитического центра по модернизации и технологическому развитию экономики, «общие возможные потери бюджета от серого импорта и экспорта в 2011 году составили не менее 2 трлн 189 млрд руб., а с учетом данных по странам, имеющим общую границу с Россией, возможные потери составили не менее 2,5 трлн руб.».
Проблемы на таможне

Подтвердить или опровергнуть это предположение сложно. Миронов пожаловался президенту на нежелание ФТС предоставлять необходимую статистическую информацию, говорит Брячак. В то же время сами таможенники часто корректируют свои планы по сборам. Как ранее сообщал глава ФТС Андрей Бельянинов, ведомство рассчитывает в этом году перечислить в бюджет 4,4 трлн руб., что на 22,8% меньше первоначального планового задания в 5,7 трлн руб. В 2014 году сборы составили 7,1 трлн руб.

«В настоящее время мы не знаем, сколько бюджет должен получать от сборов и платежей по экспортно-импортным поставкам товаров и сколько недополучает. Поэтому контроль за полнотой поступлений в бюджет по данной статье невозможен», — жалуется Брячак.

Первый замминистра экономического развития Алексей Лихачев, отвечая ранее на обращение депутата, писал, что «наличие серьезной проблемы, связанной с выявлением больших расхождений, не укладывающихся в статистическую погрешность и не связанных со спецификой конкретных товаров, является очевидным».

По мнению Брячака, уход импорта и экспорта в серую зону может быть связан с изменением таможенной стоимости товара и веса при декларировании (в меньшую сторону при импорте и в большую — при экспорте), подменой таможенных процедур, изменением номенклатуры товара.

Как контролировать

ФТС подтверждает, что такая проблема существует, но ее размеры оценивает более умеренно, отмечает Лихачев в своем докладе. При этом ФТС полагает, что подавляющая часть расхождений не является результатом нарушений таможенного законодательства, а обусловлена, в частности, «методологическими особенностями учета товаров в статистике внешней торговли стран, логистическими схемами транспортировки товаров», говорится в документе.

Чтобы разобраться в том, кто прав, ученые РАН разработали методику независимой оценки объемов внешней торговли. Суть предложений заключается в сопоставлении стоимостных итогов торговли России с ее партнерами за определенный период с использованием статистики ФТС, а также данных ООН, МВФ, ВТО и таможенных органов стран — торговых партнеров.

Используются пары встречных значений торговых потоков, то есть «импорт РФ из страны X — экспорт из X в Россию» и «экспорт из России в страну Y — импорт из Y в РФ». На основе этой информации вычисляются расхождения, которые объясняются методологией (по данным по экспорту и импорту стран, на которые приходится большая часть мировой торговли), и расхождения, которые обусловлены возможными нарушениями таможенного законодательства и злоупотреблениями во внешнеторговой деятельности. Затем оцениваются возможные потери для бюджета.

Попытка засчитана

За последние годы ФТС внедрила достаточно совершенную систему управления рисками, и можно было наблюдать «очевидную легализацию импортно-экспортных операций», говорит руководитель практики внешнеторгового регулирования международной юридической фирмы DLA Piper Вильгельмина Шавшина. Поэтому ориентироваться на 2011 год, как это делают ученые РАН, не вполне справедливо, считает она.

Она допускает, что в 2014–2015 годах «некий отрицательных сдвиг образовался ввиду антисанкций — запретов на ввоз ряда товаров. Это спровоцировало серый импорт по данным категориям». Брячак не исключает, что в методику могут быть внесены незначительные коррективы.

Предложенный метод сработает в том случае, если на основе полученных сведений ФТС будет совершенствовать как методологию системы управления рисками, так и непосредственно ее применение, считает Шавшина.

Важно, чтобы оценка проводилась не самими таможенными органами, а не зависимыми от них институтами: Минэкономразвития или некоммерческими организациями, говорит руководитель Центра поддержки внешнеэкономической деятельности и развития регионов Галина Баландина. «Сегодня, например, у руководителя таможенной службы есть показатели эффективности его деятельности. Методики их расчета утверждаются ФТС, и она же проводит оценку. Результаты, которые докладываются в правительство, угадать несложно», — говорит она. 

РБК

последние добавления

Новостная
лента вебинаров:

Почему таможня не дает добро? Мифы и заблуждения...

Существует много мифов и заблуждений, связанных со сложностями выхода предприятий на международные рынки. Среди них: политические риски, финансово-экономические, компетентностные (связанные с низким уровнем компетенций сотрудников компаний) и таможенные. Пожалуй, именно таможенные риски и расходы можно отнести к самому мифологизированному.

Миф №1.  Таможня портит нервы всем участникам ВЭД и всегда. Просчитать риски и расходы, связанные с таможенными формальностями, практически невозможно.

На вебинаре мы предлагаем обсудить насколько вредны для предприятия подобные мифы и заблуждения, и насколько полезно рассмотреть возможности выхода на международный рынок.

Готовится план вебинаров на осенне-зимний период. Какие темы будут сформированы - зависит в том числе и от Вас!

Уважаемый читатель! Сформулируйте вопрос, который вы хотели бы обсудить с коллегами-участниками ВЭД и пришлите его на vedcons@verline.ru, и в случае его актуальности, мы поможем раскрыть данную тему.

Запись вебинара "Практика обжалования постановлений таможенных органов"

Прошел очередной промо-вебинар для участников ВЭД.

Запись вебинара "Секреты психологии правды"

Журнал "ВЭД - консалтинг" провел очередной промо-вебинар на тему: "Секреты психологии правды"

последние добавления

Новости
законодательства:

ГОСДУМА ПРИНЯЛА ЗАКОН О РАТИФИКАЦИИ ТАМОЖЕННОГО КОДЕКСА ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА

26 октября в Госдуме был принят закон о ратификации Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.

Логистика в России. Куда едем, плывем, летим?

Участники российского логистического альянса ACEX дают комментарии о состоянии бизнеса в кризисный период, а такжена чем сейчас сосредоточены основные силы по удержанию позиций на рынке.

Итальянская таможня дает добро российским коллегам

7 сентября в штаб-квартире Федеральной таможенной службы Российской Федерации (ФТС) в Филях состоялась встреча Андрея Бельянинова, руководителя ФТС, и Саверио Каполупо, главнокомандующего Финансовой гвардии Италии.

С 01 июля 2015 года вступают в силу важные нормативные документы

С 01 июля 2015 года вступают в силу важные нормативные  документы

Еще в разделе:
Новостная лента

О Российской логистике в международных масштабах

Публикация на сайте от 2019-06-14

«Мультисервисная платежная система» запускает пилотную версию сервиса для возврата НДС, оплаченного за границей

Публикация на сайте от 2019-06-13

Крым вырос почти в два раза: подробнее о темпах роста экономики - на Крымском транспортном форуме

Публикация на сайте от 2019-06-11

Сформирована программа Крымского транспортного форума

Публикация на сайте от 2019-06-06

Крымский транспортный форум: мосты, дороги, порты и не только

Публикация на сайте от 2019-05-31

Russian Maritime Days состоялись в Петербурге

Публикация на сайте от 2019-05-29

Russian Maritime Days

Публикация на сайте от 2019-05-23

Сегодня, 23 мая 2019 г., в Санкт-Петербурге стартовали Russian Maritime Days.

Возможности и перспективы реализации новых крымских проектов

Публикация на сайте от 2019-05-16

Открыта регистрация на Федеральный Логистический Форум 22 мая в Нижнем Новгороде!

Публикация на сайте от 2019-04-30

Проблемы торговой логистики обсудят на Крымском транспортном форуме

Публикация на сайте от 2019-04-17

Учредитель издания:

Редакция "ВЭД консалтинг":

Адрес: 353900, г. Новороссийск,ул. Конституции, д. 18
Подписка и размещение рекламы: 8-964-892-40-86
Работа с авторами: 8-905-477-66-99
Факс: (8617)300-013
Сайт: www.vedcons.ru
Е-mail: vedcons@verline.ru

[ разработчик vedcons.ruNetworker LTD: 7-967-301-46-85 ]