.. в новом номере:

С 1 января мы живем в Евразийском экономическом союзе. Что это нам дало?

Опубликованно: 2015-01-27

С 1 января мы живем в Евразийском экономическом союзе. Что это нам дало?
Владимир Гошин: Наши граждане могут теперь ездить в Армению, как и граждане Армении на территорию союза, без прохождения таможенных процедур.

Это же касается товаров, которые идут в Армению и из Армении.

Евразийская интеграция в таможенной сфере означает торговлю без пошлин и таможенных границ. Это помогает ускорять рост товарооборота, снижать цены на товары и продукты, импортируемые из стран - участниц Союза. В том числе за счет создания равных конкурентных условий для производителей.

Евразийская экономическая комиссия в феврале согласует общий для стран ЕАЭС порог беспошлинной интернет-торговли. Сейчас этот порог везде разный. Какие общие подходы, требования, пошлины будут установлены?

Владимир Гошин: Популярность интернет-торговли заметно растет. Такие посылки изначально подразумевают доставку в минимальные сроки.

Для них сейчас разработана самостоятельная форма таможенной декларации, которая упростит перемещение этой категории товаров.

Комиссия утверждает ставки таможенной пошлины в торговом обороте при экспорте-импорте. Будет утверждать и нормы беспошлинного ввоза.

В Белоруссии сейчас порог самый жесткий - 200 евро. В России и Казахстане по 1000 евро. В Армении - 300 евро. На мой взгляд, было бы разумно, скажем, сблизить минимальные "пороги" трех стран.

Сейчас в России обсуждают порог в 500 евро. С моей точки зрения, это завышенная цифра - в странах Евросоюза и в странах АСЕАН она в разы меньше.

Таможня в одно окно

Сейчас страны - члены ЕАЭС начали согласование проекта нового Таможенного кодекса Евразийского экономического союза. Когда он вступит в силу?

Владимир Гошин: С 1 января 2016 года и установит единые таможенные правила внутри ЕАЭС. Его задача - упростить жизнь добропорядочных участников внешнеэкономической деятельности. В проект документа вошло все лучшее, что есть на вооружении у таможенных служб наших государств.

Разработан план сближения национальных "единых окон", он рассчитан на шесть лет, с 2015 по 2020 год. Поэтому реально наднациональное единое окно заработает не раньше 2021 года.

Все ли страны готовы к электронному документообороту? И главное, готов ли бизнес?

Владимир Гошин: Бизнес не просто готов, а крайне заинтересован в "едином окне" и электронном документообороте в максимально сжатые сроки.

А вот наши государства находятся пока на разных стадиях готовности к электронному документообороту и работают в рамках собственных программ развития информационных технологий. В Республике Беларусь действует Национальная программа ускоренного развития услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий.

В России выстраивается система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) по принципу однократного предоставления документов.

От Индии поступила официальная заявка на создание зоны свободной торговли со странами ЕАЭС
Но электронные декларации на российской и белорусской таможнях распространены на 100 процентов?

Владимир Гошин: Безусловно, это шаг вперед. Но пока означает только отказ от бумажных документов, их подачу в таможенные органы через Интернет в электронном виде.

А мы хотим, чтобы информационно-программные комплексы таможенных органов всех государств автоматически обрабатывали информацию таможенных деклараций одновременно со всеми прилагающимися к ним разрешениями и лицензиями.

Их в каждой стране выдают свои национальные министерства и ведомства, в России - минпромторг, Россельхознадзор, Росстандарт и другие. Таможенный компьютер в ЕАЭС будет настроен на взаимодействие с аналогичными системами министерств и ведомств всех государств. При поступлении таможенной декларации он оценит ее на достоверность. И без участия человека примет решение, можно ли груз выпускать в оборот.

Конец резидента

Владимир Гошин: Сейчас компания может подать декларацию только в той стране Таможенного союза, в которой зарегистрирована. Бизнес часто ссылается на то, что у резидентов Евросоюза есть право оформлять таможенные документы на всей территории Европейского союза.

Но европейские страны для этого создавали платформу более полувека. У них единые финансовые, налоговые, административные институты. Поэтому немецкая компания может свободно подавать декларацию в той же Голландии.

Для того чтобы такие же возможности появились в ЕАЭС, нужны кардинальные изменения в законодательствах государств - членов ЕАЭС. В первом полугодии 2015 года каждое правительство представит свой план, что нужно сделать, чтобы отменить принцип резидентства. Вопрос взаимного признания электронной цифровой подписи будет одним из главных, как и право декларанта подавать декларации на товары таможенным органам любого государства - члена ЕАЭС.

Принцип резидентства будет ликвидирован в 2020 году?
Владимир Гошин: Да. Но для этого придется прийти к общим соглашениям и договорам в области налогов, финансов.

Приведу простой пример. Казахстанская фирма закупила товары в Германии, предназначенные для продажи в России. Везет через Белоруссию. Это значит, что белорусская таможня взыщет с них пошлины.

Первый вопрос возникает сразу же по уплате налога на добавленную стоимость (НДС). Ставки этого налога сейчас разные. В Белоруссии 20 процентов, в Казахстане - 12. По какой ставке взыскивать - по казахстанской или по белорусской? Предположим, по белорусской. Вопрос: товар покинул территорию Белоруссии, нужно возмещать НДС. Кому? Казахстанской фирме? Как? В белорусских рублях?

Еще пример. Казахстанская фирма продала товар в России. Получила какую-то прибыль. Где она будет платить налог на прибыль: в России или Казахстане? Вопросов много. Сейчас бизнес работает через местных резидентов - белорусских, российских. Принцип резидентства - барьер в развитии взаимной и внешней торговли для членов - государств ЕАЭС. Устранить этот барьер в пределах только компетенции таможенного регулирования не получится. Надо менять отраслевые национальные законодательства: налоговое, гражданское, валютное.

К таможеннику - на консультацию

В Таможенном кодексе ЕАЭС появляется новая норма, которая вводит консультативный характер отношений между таможенными органами и бизнес-сообществом? Это что означает?

Владимир Гошин: В международной практике многие таможенные администрации поддерживают такого рода официальные контакты с таможенными перевозчиками, агентами, операторами портов и аэропортов и их представительскими организациями. Для этого создаются комитеты.

Сотрудничество выгодно и бизнесу. Проблемы на таможне, с которыми сталкиваются декларанты, достигаются взаимоприемлемым путем.

То есть Таможенный кодекс ЕАЭС поможет избегать разногласий?

Владимир Гошин: Скажем, он их минимизирует. Действующий Таможенный кодекс Таможенного союза разрабатывался госорганами в 2009 году, бизнес, по сути, принимал в нем номинальное участие. И, конечно, не все его интересы были учтены.

Сейчас представители бизнес-диалога России, Казахстана и Белоруссии с самого начала участвуют в разработке кодекса. И их пожелания максимально учтены. Проект ТК ЕАЭС - первый документ в таможенной сфере на Евразийской платформе, разработанный непосредственно при участии бизнес-сообщества. По многим новеллам в законодательстве позиции государственных органов, бизнес-сообщества и специалистов ЕЭК совпадают.

Хотелось бы знать, по каким.

Владимир Гошин: Например, введение предварительного информирования о ввозимых товарах. С 1 октября 2014 года оно успешно действует на железнодорожном транспорте. Но до этого бурно обсуждалось целый год.

Сейчас дискутируется возможность введения предварительного оформления товаров, ввозимых воздушным, морским транспортом. И бизнес тоже очень активен в обсуждении новых процедур.

Деньги врозь?

Как в ЕЭК оценивают процедуру "расщепления" таможенных пошлин по трем казначействам с вступлением четвертого? Механизм зачисления будут пересматривать?

Владимир Гошин: Механизм взимания самих пошлин остается такой же, как есть, он работает с 2011 года. И если было бы недовольство, то наши минфины давно бы заявили об этом вслух.

Итоги ежегодных проверок высших органов финансового контроля трех стран подтверждают эффективность и адекватность такого "расщепления". А потому нет необходимости менять полноценно работающий механизм.

Вместе с тем присоединение к Союзу новых членов требует корректировки нормативов распределения пошлин.

Как они, кстати, скорректированы?

Владимир Гошин: При присоединении к союзу Республики Армения норматив для нее составит 1,13 процента.

Соответственно, нормативы распределения ввозных таможенных пошлин для Республики Беларусь - 4,65 процента, для Республики Казахстан - 7,25 процента, для Российской Федерации - 86,97 процента. При присоединении к Союзу Киргизской Республики нормативы также будут пересмотрены.

Важный вопрос - информационный обмен между таможенными органами государств - членов ЕАЭС. На российской таможне заявляют о росте лжетранзита по территории Таможенного союза. Насколько эффективно ему противодействует обмен данными?

Владимир Гошин: Не просто противодействует, но и в режиме реального времени позволяет контролировать передвижения транспорта.

Как только машина не доехала до места назначения, либо совершено разбойное нападение на этот автомобиль, то идет серьезное разбирательство, по какой причине груз не доставлен в таможню назначения, затем перевозчику предъявляются финансовые претензии в размере таможенной пошлины, акцизов.

Белоруссия и Россия намного раньше, еще в начале 2000-х годов озаботились этой проблемой, навели жесточайший порядок, поэтому среднее количество недоставок, например, по Белоруссии, порядка 20 в год.

А в 2001 году такие массовые недоставки и неуплата таможенных платежей исчислялись миллионами долларов. Для Белоруссии порядка 10 миллионов долларов, для России на 100 миллионов.

Сейчас у таможенных служб государств - членов ЕАЭС заключены соглашения об информационном обмене, о специфической таможенной статистике. Зачем потребовались аналогичные соглашения с третьим странами?

Владимир Гошин: Чтобы создать условия для полномасштабного контроля импорта товаров по всему периметру единой таможенной территории ЕАЭС, а также их транзита через Единую таможенную территорию Таможенного союза. Тогда выявлять "серые" схемы поставок будет проще, и объемы некачественного импорта снизятся. Право заключать международные договора с третьими странами наша комиссия получила в мае 2013 года благодаря решениям Высшего Евразийского экономического совета.
Сразу же мы начали готовить переговоры с Китайской Народной Республикой о заключении соглашения об обмене информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможни Таможенного союза и КНР.

Почему именно Китай?

Владимир Гошин: Китай крупнейший торговый партнер, и достоверная информация обо всех товарах, которые перемещаются между нашими странами, необходима. В этом заинтересован и Евразийский союз, и сам Китай. В начале следующего года запланирована первая встреча делегаций здесь, в Москве.

Государственным органам это даст достоверную информацию о фактически перемещаемых товарах, об их объеме, стоимости, чтобы не было потом взаимных упреков, что, по китайской статистике, условно скажем, вывезено одно количество товаров, по российской ввезено другое. Наконец, мы увидим реальный товарооборот.

В проекте соглашения, который мы хотим предложить нашим китайским коллегам, предусмотрено, чтобы обмен информацией шел в режиме реального времени. То есть получать ее не раз в год, а гораздо чаще. По возможности ежедневно, онлайн. Технически это проблем не представляет.

А вслед за Китаем кто еще для ЕАЭС представляет повышенный интерес в плане информобмена?

Владимир Гошин: Может быть, это будет Турция. Может быть, Вьетнам, с которым скоро будет подписано соглашение о зоне свободной торговли.

Она предполагает беспошлинное перемещение товаров между странами. От Индии поступила официальная заявка на создание такой зоны. Экономисты просчитывают, насколько увеличится товарооборот, сколько это создаст новых рабочих мест. Или напротив, сколько закроется предприятий, если индийские товары пойдут беспошлинно. Как это повлияет на различные сектора экономики в странах Таможенного союза. То есть изучают со всех сторон.

Российская газета

последние добавления

Новостная
лента вебинаров:

Почему таможня не дает добро? Мифы и заблуждения...

Существует много мифов и заблуждений, связанных со сложностями выхода предприятий на международные рынки. Среди них: политические риски, финансово-экономические, компетентностные (связанные с низким уровнем компетенций сотрудников компаний) и таможенные. Пожалуй, именно таможенные риски и расходы можно отнести к самому мифологизированному.

Миф №1.  Таможня портит нервы всем участникам ВЭД и всегда. Просчитать риски и расходы, связанные с таможенными формальностями, практически невозможно.

На вебинаре мы предлагаем обсудить насколько вредны для предприятия подобные мифы и заблуждения, и насколько полезно рассмотреть возможности выхода на международный рынок.

Готовится план вебинаров на осенне-зимний период. Какие темы будут сформированы - зависит в том числе и от Вас!

Уважаемый читатель! Сформулируйте вопрос, который вы хотели бы обсудить с коллегами-участниками ВЭД и пришлите его на vedcons@verline.ru, и в случае его актуальности, мы поможем раскрыть данную тему.

Запись вебинара "Практика обжалования постановлений таможенных органов"

Прошел очередной промо-вебинар для участников ВЭД.

Запись вебинара "Секреты психологии правды"

Журнал "ВЭД - консалтинг" провел очередной промо-вебинар на тему: "Секреты психологии правды"

последние добавления

Новости
законодательства:

ГОСДУМА ПРИНЯЛА ЗАКОН О РАТИФИКАЦИИ ТАМОЖЕННОГО КОДЕКСА ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА

26 октября в Госдуме был принят закон о ратификации Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.

Логистика в России. Куда едем, плывем, летим?

Участники российского логистического альянса ACEX дают комментарии о состоянии бизнеса в кризисный период, а такжена чем сейчас сосредоточены основные силы по удержанию позиций на рынке.

Итальянская таможня дает добро российским коллегам

7 сентября в штаб-квартире Федеральной таможенной службы Российской Федерации (ФТС) в Филях состоялась встреча Андрея Бельянинова, руководителя ФТС, и Саверио Каполупо, главнокомандующего Финансовой гвардии Италии.

С 01 июля 2015 года вступают в силу важные нормативные документы

С 01 июля 2015 года вступают в силу важные нормативные  документы

Еще в разделе:
Новостная лента

Вьетнамский аналог «Старбакса» представит свою продукцию на СЭФ-2018

Публикация на сайте от 2018-11-14

Вебинар «WMS: безошибочное внедрение и эффективная эксплуатация»

Публикация на сайте от 2018-11-14

Азиатская делегация на СЭФ-2108 продолжает расти

Публикация на сайте от 2018-11-12

Открыта регистрация на 15-й юбилейный форум «ЮгТранс-2019»

Публикация на сайте от 2018-11-12

21 - 22 марта 2019 года в Геленджике (Kempinski Grand Hotel 5*) состоится 15-й Юбилейный международный транспортный форум «ЮгТранс-2019».

27 ноября 2018 г. состоится VIII Международный Конгресс «Таможенное регулирование и администрирование: первые результаты применения Таможенного кодекса ЕАЭС».

Публикация на сайте от 2018-10-16

СЭФ-2018 выведет малый и средний бизнес на международные рынки

Публикация на сайте от 2018-10-12

30 азиатских компаний едут за продукцией на Сибирский экономический форум

Публикация на сайте от 2018-10-05

Бесплатную фокус-группу в Китае провели для экспортеров организаторы СЭФ

Публикация на сайте от 2018-09-21

10-й Юбилейный Международный Балтийский транспортный форум состоялся в Калининграде 6-7 сентября

Публикация на сайте от 2018-09-11

6-7 сентября 2018 года в Калининграде на 10-ом Юбилейном Балтийском транспортном форуме эксперты активно обсуждали судьбы транспорта.

10-й Юбилейный Международный Балтийский транспортный форум стартовал в Калининграде.

Публикация на сайте от 2018-09-06

Сегодня, 6 сентября 2018 года, в Калининграде (деловой центр «На острове») открывает работу 10-й Юбилейный Балтийский транспортный форум.

Учредитель издания:

Редакция "ВЭД консалтинг":

Адрес: 353900, г. Новороссийск,ул. Конституции, д. 18
Подписка и размещение рекламы: 8-964-892-40-86
Работа с авторами: 8-905-477-66-99
Факс: (8617)300-013
Сайт: www.vedcons.ru
Е-mail: vedcons@verline.ru

[ разработчик vedcons.ruNetworker LTD: 7-967-301-46-85 ]