.. в новом номере:

Бизнес досмотрел таможню

Опубликованно: 2014-12-08

В декабре бизнес закончил вторую "контрольную закупку" на таможне, первая была в июне. И теперь власти должны решить, как расшить обнаруженные "узкие места".

Штаб "контрольных закупок", куда вошли все предпринимательские объединения страны, направлял на пункты пропуска своих тайных агентов, чтобы проверить, насколько четко выполняется дорожная карта "Совершенствование таможенного администрирования".

Этот документ предусматривает только выборочные проверки участников внешнеторговой деятельности, что значительно облегчает ведение бизнеса. Именно о таком подходе говорил президент Владимир Путин в своем Послании Федеральному собранию, призывая отказаться от принципа тотального контроля предпринимателей.

О новом формате взаимодействия бизнеса и власти "Российской газете" рассказал руководитель Федеральной таможенной службы Андрей Бельянинов.

- Андрей Юрьевич, налоговики были пионерами в таком диалоге с предпринимателями. Теперь он вышел на новый уровень. Какие проблемы удалось выявить?

Андрей Бельянинов: На наш взгляд, диалог оказался продуктивен. Мы давно нуждались в структурированной позиции бизнеса по вопросам реформ в таможенной сфере. Кто-то должен был взять на себя тяжелое бремя - вести диалог, ставить вопросы и вместе с нами продвигаться в их решении.

Нам важна позиция бизнеса, подчеркну, особенно отечественного бизнеса, по вопросам совершенствования таможенных технологий. Они должны быть удобными для добросовестных предприятий и быть неудобными для нарушителя закона.

Бизнес направил своих тайных агентов на таможенные пункты пропуска для проверки администрирования
Прежде всего надо убрать лишние барьеры, уменьшить количество бумаг, сократить время процедур. Не упростить до нулевой отметки, но в значительной степени облегчить жизнь участникам рынка. В выполнении этой задачи мы идем последовательно, в соответствии с утвержденным планом, отставаний нет. Польза от такого взаимодействия очевидна.

- А что показала "контрольная закупка" по импорту товаров?

Андрей Бельянинов: Для нас эта форма стала сюрпризом, ведь таких экспериментов никто не делал. Думаю, это было интересно для всех участников бизнеса и даже для простых граждан, смотревших телефильм об этом эксперименте.

Лишь немногие специалисты в целом знают всю цепочку внешнеторговой операции. Там много тонкостей, связанных с логистикой, банками, сертификацией. Все ошибки и неточности, если они были где-то допущены, выявляются в момент декларирования. И люди часто называют это "проблемами на таможне", хотя на самом деле решение нужно искать в других местах.

"Контрольная закупка" при импорте показала, с какими вопросами приходится сталкиваться предпринимателям на практике. Важно, что они не ставили целью указать пальцем на недостатки, а искали пути решения.

В результате появились свежие идеи о том, как сделать облегчения и упрощения для бизнеса. Мы их обсудили с инициаторами проекта.

Кстати, после телефильма вопросы возникают не только относительно государственных органов. Ведь и порты, и транспортные компании, и банки - это "бизнес для бизнеса". Он тоже должен быть удобен и прозрачен для клиентов. Им тоже нужно заниматься, чтобы бизнес-среда была комфортна. По нашим подсчетам, в "таможенном" рейтинге Doing business таможенные процедуры занимают седьмую часть временных затрат, а все остальное - это операции до и после таможни, в том числе, негосударственных структур.

- За счет каких реформ и как сокращается количество документов, необходимых для таможенного оформления?

Андрей Бельянинов: Все, что заложено в "дорожных картах", мы методично выполняем и будем выполнять. Внедряем новые технологии, оптимизируем процедуры.

Сейчас 99,9 процентов всех таможенных деклараций подается по Интернету. Электронное декларирование применяют 99,6 процента участников ВЭД. С мая мы начали автоматически регистрировать декларации, без участия инспектора. Сейчас уже более 13 тысяч таких деклараций. По системе электронного взаимодействия мы начали получать от государственных органов разрешительные документы в электронной форме.

Благодаря всей этой работе и сокращается количество документов, необходимых для контроля. Теперь не нужно представлять в таможенные органы 13 видов разрешительных документов, достаточно указать их реквизиты в электронной декларации.

Подчеркну, что эти процессы проходят в условиях создания Единого экономического пространства, вступления в него новых стран - Армении и Кыргызстана. В 2015 году таможенникам прибавится работы, но это приятные хлопоты, ведь мы укрепляем экономическую интеграцию, решаем серьезную государственную задачу.

- Можно ли вообще отказаться от документов при таможенном оформлении?

Андрей Бельянинов: Не будем забывать, как много еще пока существует организаций с признаками однодневок. Они совершают несколько сделок и после этого исчезают. Если у торгового предприятия, ввозящего товар на миллионы долларов, нет истории, то нужно внимательно смотреть документы.

А если предприятие давно работает, то его поставки не требуют такого контроля, эта компания выпадает из системы управления рисками. Мы выделили 2,4 тысячи импортеров с низким уровнем риска правонарушений. На их долю приходится 55% платежей. Для них резко упрощен порядок контроля.

Документы, которые нужны на таможне, выдают несколько десятков государственных органов. Мы обязаны их проверять. Если таможенник потребовал документ, который не предусмотрен законом, то это легко можно оспорить в суде или в вышестоящем таможенном органе.

- Заполнить таможенную декларацию, особенно для новичка, сложно, приходится обращаться к брокеру, а у него дорого. Как быть?

Андрей Бельянинов: Как любая специальная область, таможенное дело требует знаний. Есть два варианта. Или предприниматель берет в свой штат специалиста по таможенному оформлению или он идет к таможенному представителю, к брокеру. Это тоже "бизнес для бизнеса". Брокер на самом деле не обязательно является другом участника ВЭД. Его задача - получить прибыль, работая с клиентом. Поэтому он может преувеличивать сложности, чтобы повысить цену своих услуг, может даже предложить клиенту сделку с совестью. Каким путем пойти, всегда выбирает участник ВЭД.

- Есть еще одна головная боль у бизнеса - корректировка таможенной стоимости. Можно ли стандартизировать подходы?

Андрей Бельянинов: В большинстве случаев таможенная стоимость не корректируется. Более 90 процентов товарных партий выпускается по цене сделки, как заявляет декларант. Число документов для таможенного контроля снижается. Уже не надо предоставлять 13 видов разрешительных бумаг.

Конечно, бывают веские основания для корректировки. Занижение таможенной стоимости - распространенное и, к сожалению, сознательное нарушение со стороны участников внешней торговли. Но и здесь можно кое-что упростить, снять остроту. В свое время, когда мы входили в свободный рынок, нам, на мой взгляд, необоснованно навязали расширенную товарную номенклатуру. Там одиннадцать тысяч позиций. Для каждой позиции - своя ставка пошлины. Мне кажется, нужно упростить товарную номенклатуру, выровнять ставки пошлин. Это сделает схему проще и прозрачнее. Меньше будет споров.

- Почему, когда в портах выборочно проверяют контейнеры через рентген-установки, предпринимателям приходится платить?

Андрей Бельянинов: Деньги за эту работу берут портовые службы. Порт выставляет счет согласно своим расценкам. У таможни нет экспедиторских возможностей. Во всем мире затраты на перемещение товаров при государственном контроле ложатся на участника торговли.

На мой взгляд, темой для дополнительного обсуждения могут быть тарифы, которые применяет порт. Возможно, надо принять единый портовый тариф за такие услуги. Сегодня, по сути дела, для порта это становится дополнительным заработком, и цены устанавливают произвольно.

Российская газета

последние добавления

Новостная
лента вебинаров:

Почему таможня не дает добро? Мифы и заблуждения...

Существует много мифов и заблуждений, связанных со сложностями выхода предприятий на международные рынки. Среди них: политические риски, финансово-экономические, компетентностные (связанные с низким уровнем компетенций сотрудников компаний) и таможенные. Пожалуй, именно таможенные риски и расходы можно отнести к самому мифологизированному.

Миф №1.  Таможня портит нервы всем участникам ВЭД и всегда. Просчитать риски и расходы, связанные с таможенными формальностями, практически невозможно.

На вебинаре мы предлагаем обсудить насколько вредны для предприятия подобные мифы и заблуждения, и насколько полезно рассмотреть возможности выхода на международный рынок.

Готовится план вебинаров на осенне-зимний период. Какие темы будут сформированы - зависит в том числе и от Вас!

Уважаемый читатель! Сформулируйте вопрос, который вы хотели бы обсудить с коллегами-участниками ВЭД и пришлите его на vedcons@verline.ru, и в случае его актуальности, мы поможем раскрыть данную тему.

Запись вебинара "Практика обжалования постановлений таможенных органов"

Прошел очередной промо-вебинар для участников ВЭД.

Запись вебинара "Секреты психологии правды"

Журнал "ВЭД - консалтинг" провел очередной промо-вебинар на тему: "Секреты психологии правды"

последние добавления

Новости
законодательства:

ГОСДУМА ПРИНЯЛА ЗАКОН О РАТИФИКАЦИИ ТАМОЖЕННОГО КОДЕКСА ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА

26 октября в Госдуме был принят закон о ратификации Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.

Логистика в России. Куда едем, плывем, летим?

Участники российского логистического альянса ACEX дают комментарии о состоянии бизнеса в кризисный период, а такжена чем сейчас сосредоточены основные силы по удержанию позиций на рынке.

Итальянская таможня дает добро российским коллегам

7 сентября в штаб-квартире Федеральной таможенной службы Российской Федерации (ФТС) в Филях состоялась встреча Андрея Бельянинова, руководителя ФТС, и Саверио Каполупо, главнокомандующего Финансовой гвардии Италии.

С 01 июля 2015 года вступают в силу важные нормативные документы

С 01 июля 2015 года вступают в силу важные нормативные  документы

Еще в разделе:
Новостная лента

Вьетнамский аналог «Старбакса» представит свою продукцию на СЭФ-2018

Публикация на сайте от 2018-11-14

Вебинар «WMS: безошибочное внедрение и эффективная эксплуатация»

Публикация на сайте от 2018-11-14

Азиатская делегация на СЭФ-2108 продолжает расти

Публикация на сайте от 2018-11-12

Открыта регистрация на 15-й юбилейный форум «ЮгТранс-2019»

Публикация на сайте от 2018-11-12

21 - 22 марта 2019 года в Геленджике (Kempinski Grand Hotel 5*) состоится 15-й Юбилейный международный транспортный форум «ЮгТранс-2019».

27 ноября 2018 г. состоится VIII Международный Конгресс «Таможенное регулирование и администрирование: первые результаты применения Таможенного кодекса ЕАЭС».

Публикация на сайте от 2018-10-16

СЭФ-2018 выведет малый и средний бизнес на международные рынки

Публикация на сайте от 2018-10-12

30 азиатских компаний едут за продукцией на Сибирский экономический форум

Публикация на сайте от 2018-10-05

Бесплатную фокус-группу в Китае провели для экспортеров организаторы СЭФ

Публикация на сайте от 2018-09-21

10-й Юбилейный Международный Балтийский транспортный форум состоялся в Калининграде 6-7 сентября

Публикация на сайте от 2018-09-11

6-7 сентября 2018 года в Калининграде на 10-ом Юбилейном Балтийском транспортном форуме эксперты активно обсуждали судьбы транспорта.

10-й Юбилейный Международный Балтийский транспортный форум стартовал в Калининграде.

Публикация на сайте от 2018-09-06

Сегодня, 6 сентября 2018 года, в Калининграде (деловой центр «На острове») открывает работу 10-й Юбилейный Балтийский транспортный форум.

Учредитель издания:

Редакция "ВЭД консалтинг":

Адрес: 353900, г. Новороссийск,ул. Конституции, д. 18
Подписка и размещение рекламы: 8-964-892-40-86
Работа с авторами: 8-905-477-66-99
Факс: (8617)300-013
Сайт: www.vedcons.ru
Е-mail: vedcons@verline.ru

[ разработчик vedcons.ruNetworker LTD: 7-967-301-46-85 ]