.. в новом номере:

Кассация избавила таможню от нужды опровергать письмо помощнику Путина

Опубликованно: 2014-11-10

Когда представители таможенной службы начали рассказывать в СМИ о том, что Ассоциация международных перевозчиков должна ведомству 20 млрд руб., последние сразу же отправились отстаивать деловую репутацию в суд. Первую инстанцию удалось убедить, что речь шла о долгах "за лохматый год", но решение не устояло. В кассации юристам таможенников помог аргумент о том, что подтверждение требований в деле имеется, а оплаты – нет.

Летом 2013 года Федеральная таможенная служба шокировала автоперевозчиков новостью о своем отказе принимать книжки международных дорожных перевозок. С помощью МДП, они же TIR (от французского Transports International Routiers), участники конвенции МДП 1975 года пользуются упрощенным режимом доставки грузов. 
ФТС стала отвергать книжки МДП, сославшись на долги российского гаранта международной конвенции МДП – Ассоциации международных автоперевозчиков (АСМАП). "По состоянию на 1 июня 2013 года сумма задолженности составляет 41 % от общей суммы задолженности участников внешнеэкономической деятельности перед таможенными органами", – написала ФТС Игорю Левитину (помощнику президента России и бывшему министру транспорта) в служебном письме в июле 2013 года. Также служба сообщила о сложившейся ситуации на своем сайте customs.ru, а ее представители выступили перед журналистами и телезрителями. Руководитель ФТС Андрей Бельянинов рассказал на пресс-конференции РИА "Новости" о 20-миллиардной (в рублях) задолженности АСМАП перед бюджетом, а глава пресс-службы ФТС Александр Смеляков упомянул в эфире телеканала РБК, что ассоциация не исполняет свои обязательства по перечислению денег в бюджет.

Перевозчики обратились в Арбитражный суд Москвы с иском о защите чести, достоинства и деловой репутации, потребовав опровергнуть распространенные в указанных источниках сведения (А40-134939/2013). Иск был подан к трем ответчикам – Смелякову, Бельянинову и самой ФТС. Судья Наталья Фатеева удовлетворила иск и обязала ответчиков еще раз написать Левитину, теперь уже опровержение предыдущего письма, опубликовать видео- и текстовые опровержения соответственно на YouTube и на сайте ведомства. Судья посчитала, что материалы дела подтверждают факты распространения сведений, их порочащий характер и несоответствие действительности. Доказать эти три обстоятельства в спорах о защите чести, достоинства и деловой репутации предписывает пункт 7 постановления Пленума Верховного Суда от 24.02.2005 № 3. Судья АСГМ также сослалась на сложившуюся практику, согласно которой недостоверные сведения о задолженности или неисполнении обязательств порочат деловую репутацию истца. Это постановление ФАС МО от 24 апреля 2013 года по делу А41-35854/12, постановления ФАС ЗСО от 27 декабря 2012 года по делу А67-6614/2011, 7-го ААС от 14 марта 2011 года и ФАС ЗСО от 13 мая 2011 года по делу А03-9448/2009.

Впрочем, решение Фатеевой не устояло в апелляции. Во-первых, судьи Анна Солопова, Андрей Трубицын и Дина Садикова отметили, что надлежащим ответчиком стоит признать только ФТС, а не физических лиц. Те высказывались от имени ведомства, и последнее как работодатель должно быть ответчиком, решили судьи, сославшись на п. 5 уже упоминавшегося постановления Пленума ВС № 3. Во-вторых, изучив таблицы и справки из материалов дела, судьи нашли верными сведения таможенной службы. "Оспариваемая истцом информация представлена ФТС России в рамках своей компетенции, соответствует действительности, является официальными документами и официальными выступлениями должностных лиц ФТС России", – говорится в постановлении 9-го ААС. Да и сведения из письма Левитину нельзя признать порочащими, ведь цель подобных писем – "информирование о проводимой работе и, как следствие, возможность подключить к решению проблемы иные министерства, ведомства и международные органы", указала апелляция. Судьи отметили и еще одно обстоятельство для отмены решения первой инстанции: не было доказано, что именно ответчики разместили материалы конференций на YouTube.

АСМАП подала кассационную жалобу. 5 ноября 2014 года ее рассмотрели в кассации Московского округа судьи Наталья Чучунова, Наталья Дунаева и Наталья Калинина. Представлявший перевозчиков Владимир Плешаков, управляющий партнер адвокатского бюро "Плешаков, Ушкалов и партнеры", попросил оставить в силе решение первой инстанции. 

– На момент рассмотрения оспариваемой информации у АСМАП никакой задолженности по уплате таможенных платежей не было, даже текущей, – утверждал юрист.
По его словам, все суммы были либо уплачены, либо срок их оплаты не наступил, а ряд требований был отозван как неправильно выставленный. По всей видимости, эта же точка зрения отразилась и в решении первой инстанции. Как высказалась судья Наталья Фатеева, изучив документы, в июле 2013 года у АСМАП не было задолженности по уплате таможенных платежей, а "нарушение в прошлом сроков оплаты не имеет значения при рассмотрении настоящего спора".
Судья кассации Наталья Дунаева поинтересовалась, были ли у АСМАП неоплаченные требования от ФТС. Плешаков признал, что "за 2005-й и какие-то бородатые года" такие требования были, но оговорился, что эти сведения не имеют отношения к нынешнему спору.

 – 20 млрд руб. – долги не АСМАП, а тех, за кого он [истец] поручался, – пояснил Плешаков природу возникновения этой цифры.
Позже в ходе заседания он заметил, что требования ФТС "выставлялись, когда поручительство уже кончилось". Как упоминалось в материалах дела, президиум ВАС в постановлении от 11 декабря 2007 года № 10341/07 признал правоотношения сторон по Конвенции МДП поручительством, действующим в течение годичного срока. Эта позиция упоминается и в актах по другим спорам сторон, например в решении АСГМ по делу А40-127656/2012.

Взявшая слово представитель Федеральной таможенной службы  попросила оставить в силе решение 9-го ААС. По ее словам, апелляция верно признала глав ФТС и ведомственной пресс-службы ненадлежащими ответчиками, так как на пресс-конференциях они "в принципе не могли говорить от себя как от физического лица".
Больше всего возражений было насчет неоплаченных требований. Представитель ФТС сослалась на материалы дела, в которых есть "более 80 неисполненных требований ФТС России". Она согласилась, что эти документы – "лохматых годов", но подчеркнула, что цель иска – "не выяснить факт возникновения задолженности, а оценить то, что было сказано".
– Мы подтвердили [в ходе спора] все требования, а истец не подтвердил факт оплаты, – заявила представитель ФТС.
Судья Дунаева осведомилась, были ли упомянутые требования оплачены АСМАП. Юрист таможенной службы ответила отрицательно. Она напомнила, что Ассоциация перевозчиков, согласно конвенции МДП, должна оплачивать требования ФТС в трехмесячный срок, а если АСМАП не соглашается с выставленными требованиями, она может оспорить правомерность действий ведомства и вернуть средства.

Заявила юрист таможенной службы и о том, что ведомство, разглашая информацию, исполняло законы. Так, конференцию проводили согласно закону о СМИ (от 27 декабря 1991 года № 2124-1) и закону об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов (от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ).
У судей вопросов не возникло. Решение апелляции, отказавшей в удовлетворении исковых требований, осталось без изменения. Полный текст мотивировочной части пока не опубликован.

Право.ру

последние добавления

Новостная
лента вебинаров:

Почему таможня не дает добро? Мифы и заблуждения...

Существует много мифов и заблуждений, связанных со сложностями выхода предприятий на международные рынки. Среди них: политические риски, финансово-экономические, компетентностные (связанные с низким уровнем компетенций сотрудников компаний) и таможенные. Пожалуй, именно таможенные риски и расходы можно отнести к самому мифологизированному.

Миф №1.  Таможня портит нервы всем участникам ВЭД и всегда. Просчитать риски и расходы, связанные с таможенными формальностями, практически невозможно.

На вебинаре мы предлагаем обсудить насколько вредны для предприятия подобные мифы и заблуждения, и насколько полезно рассмотреть возможности выхода на международный рынок.

Готовится план вебинаров на осенне-зимний период. Какие темы будут сформированы - зависит в том числе и от Вас!

Уважаемый читатель! Сформулируйте вопрос, который вы хотели бы обсудить с коллегами-участниками ВЭД и пришлите его на vedcons@verline.ru, и в случае его актуальности, мы поможем раскрыть данную тему.

Запись вебинара "Практика обжалования постановлений таможенных органов"

Прошел очередной промо-вебинар для участников ВЭД.

Запись вебинара "Секреты психологии правды"

Журнал "ВЭД - консалтинг" провел очередной промо-вебинар на тему: "Секреты психологии правды"

последние добавления

Новости
законодательства:

ГОСДУМА ПРИНЯЛА ЗАКОН О РАТИФИКАЦИИ ТАМОЖЕННОГО КОДЕКСА ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА

26 октября в Госдуме был принят закон о ратификации Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.

Логистика в России. Куда едем, плывем, летим?

Участники российского логистического альянса ACEX дают комментарии о состоянии бизнеса в кризисный период, а такжена чем сейчас сосредоточены основные силы по удержанию позиций на рынке.

Итальянская таможня дает добро российским коллегам

7 сентября в штаб-квартире Федеральной таможенной службы Российской Федерации (ФТС) в Филях состоялась встреча Андрея Бельянинова, руководителя ФТС, и Саверио Каполупо, главнокомандующего Финансовой гвардии Италии.

С 01 июля 2015 года вступают в силу важные нормативные документы

С 01 июля 2015 года вступают в силу важные нормативные  документы

Еще в разделе:
Новостная лента

27 ноября 2018 г. состоится VIII Международный Конгресс «Таможенное регулирование и администрирование: первые результаты применения Таможенного кодекса ЕАЭС».

Публикация на сайте от 2018-11-19

Вьетнамский аналог «Старбакса» представит свою продукцию на СЭФ-2018

Публикация на сайте от 2018-11-14

Вебинар «WMS: безошибочное внедрение и эффективная эксплуатация»

Публикация на сайте от 2018-11-14

Азиатская делегация на СЭФ-2108 продолжает расти

Публикация на сайте от 2018-11-12

Открыта регистрация на 15-й юбилейный форум «ЮгТранс-2019»

Публикация на сайте от 2018-11-12

21 - 22 марта 2019 года в Геленджике (Kempinski Grand Hotel 5*) состоится 15-й Юбилейный международный транспортный форум «ЮгТранс-2019».

27 ноября 2018 г. состоится VIII Международный Конгресс «Таможенное регулирование и администрирование: первые результаты применения Таможенного кодекса ЕАЭС».

Публикация на сайте от 2018-10-16

СЭФ-2018 выведет малый и средний бизнес на международные рынки

Публикация на сайте от 2018-10-12

30 азиатских компаний едут за продукцией на Сибирский экономический форум

Публикация на сайте от 2018-10-05

Бесплатную фокус-группу в Китае провели для экспортеров организаторы СЭФ

Публикация на сайте от 2018-09-21

10-й Юбилейный Международный Балтийский транспортный форум состоялся в Калининграде 6-7 сентября

Публикация на сайте от 2018-09-11

6-7 сентября 2018 года в Калининграде на 10-ом Юбилейном Балтийском транспортном форуме эксперты активно обсуждали судьбы транспорта.

Учредитель издания:

Редакция "ВЭД консалтинг":

Адрес: 353900, г. Новороссийск,ул. Конституции, д. 18
Подписка и размещение рекламы: 8-964-892-40-86
Работа с авторами: 8-905-477-66-99
Факс: (8617)300-013
Сайт: www.vedcons.ru
Е-mail: vedcons@verline.ru

[ разработчик vedcons.ruNetworker LTD: 7-967-301-46-85 ]