.. в новом номере:

Капиталам хватит места

Опубликованно: 2014-09-30

Мировая экономика прошла нижнюю точку на посткризисном графике темпов роста и будет расти быстрее, следует из прогноза минэкономразвития на ближайшие 3 года. Для России это в целом хорошая новость: как ни крути, наша экономика пока сильно зависит от мировой конъюнктуры.

При этом первоочередным для России будет развитие сотрудничества с азиатскими странами, прежде всего с Китаем, где и темпы роста будут выше, и спрос на энергоносители будет только расти. Главным же риском для нас является снижение цен на нефть и газ.

После кризиса 2008-2009 гг. даже Китай был вынужден немного сбавить обороты, хотя пока и держит планку на уровне 7 (!) процентов ежегодного роста. А мировая экономика замедлила темпы роста с 5,2 до 3 процентов в 2010-2013 годах. Теперь они будут только увеличиваться. Непререкаемым лидером по этому показателю останется Китай. И задача России - как можно лучше распорядиться этим фактором.

Среди развитых стран наиболее впечатляющие темпы роста покажут США, при этом по темпам роста инвестиций в основной капитал они среди стран "большой двадцатки" будут уступать только Китаю. Но товарооборот между Россией и Соединенными Штатами слишком невелик, чтобы принести заметный положительный эффект для нашего рынка.

В случае с США для России важно другое, объясняет заместитель директора института "Центр развития" НИУ "Высшая школа экономики" Валерий Миронов. Ситуация в этой стране очень влияет на потоки капитала из нашей страны и обратно. Сейчас минэкономразвития прогнозирует отток к 2017 году на уровне 20-30 миллиардов долларов (против 100-120 миллиардов в этом году). Среди возможных причин подобного оптимизма - перспективы финансового рынка США. В середине 2015 года Федеральная резервная система США отменит программу по выкупу облигаций, повысятся процентные ставки.

Значит, инвесторы начнут выводить деньги из Соединенных Штатов и снова пойдут искать финансовые гавани среди стран с развивающимися рынками. Здесь очень кстати придутся "места" в России. Конечно, это возможно только после отмены санкций против нашей страны. А резкого снижения чистого оттока капитала из России можно ожидать уже к концу нынешнего года.

У еврозоны перспективы значительно более скромные, там велик риск закручивания дефляционной спирали. Дешевых "длинных" денег в Европе много, но в экономику они идти не спешат. А жаль, потому что Евросоюз как раз занимает первую строчку среди внешнеторговых партнеров России. Среди развивающихся стран быстрее всего будут расти Китай и Индия.

Несмотря на ускорение роста мировой экономики, спрос на нефть и дальше будет отставать от предложения. Поэтому, по оценке минэкономразвития, вероятно некоторое падение цен - со 104 долларов за баррель в нынешнем году до 100 долларов в 2015-2017 годах. Для России, у которой половина бюджета имеет нефтегазовое происхождение, любое снижение цен на нефть чувствительно. Однако, как ожидается, поддерживать их на достаточно высоком уровне будут страны ОПЕК. Ведь бюджет Саудовской Аравии сбалансирован при цене 90 долларов за баррель, а бюджеты Объединенных Арабских Эмиратов, Ирана, Кувейта, Ирака - при 100-120 долларах за баррель. Свой вклад в сохранении нефтяных цен на отметке в 100 долларов внесет и вероятное сохранение нестабильности на Ближнем Востоке и в других странах - экспортерах нефти (Ливия, Нигерия).

Для России неизбежно наращивание сбыта энергоресурсов в страны Азии. Доля развитых стран в потреблении жидких энергоносителей будет сокращаться, уже в этом году на развивающиеся страны придется больше половины мирового потребления этого вида ресурсов, прогнозируют в минэкономразвития. То же касается и газа. Если в развитых странах его потребление в ближайшие три года вырастет только на 3,6 процента, в Европе - на 1,6 процента, то в Китае - на четверть. А в Японии, где по большому счету поставили крест на атомной энергетике, - на 8,1 процента. Россия как раз и делает ставку на наращивании экспорта нефти и газа в Китай и в Японию.

При этом в Европе, куда сейчас в основном идет российский газ, роль поставок по спотовым контрактам будет только возрастать, а значит, на европейском рынке вероятно падение цен - с нынешних 349 до 302 долларов за тысячу кубометров в 2017 году. А еще через год-два Европу ждет масштабное увеличение поставок сжиженного природного газа из США.

100 долларов за баррель нефти будут давать следующие три года, прогнозируют в минэкономразвития
Поэтому у России остается три-четыре года, чтобы основательно занять свою нишу на мировом рынке сжиженного природного газа. Тогда можно будет компенсировать вероятное падение выручки от поставок в Европу торговлей со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Но главный вывод - государство должно развивать несырьевой экспорт, считает Валерий Миронов. Нужно найти пути ускорения темпов роста инвестиций в национальную экономику. А для этого - бороться с инфляцией и инфляционными ожиданиями, чтобы россияне доверяли своей собственной валюте и не боялись вкладываться.

Кроме того, нужна диверсификация импорта. Для начала нужно обязать госкомпании разделить закупки между западными и восточными странами в равной степени, уверен Валерий Миронов. Это позволит рынку всегда иметь пути отхода, чтобы не повторялись ситуации, подобные нынешней, когда в России из-за санкций со стороны США и Евросоюза оказались в подвешенном состоянии многие проекты в области нефтедобычи.

Российская газета

последние добавления

Новостная
лента вебинаров:

Почему таможня не дает добро? Мифы и заблуждения...

Существует много мифов и заблуждений, связанных со сложностями выхода предприятий на международные рынки. Среди них: политические риски, финансово-экономические, компетентностные (связанные с низким уровнем компетенций сотрудников компаний) и таможенные. Пожалуй, именно таможенные риски и расходы можно отнести к самому мифологизированному.

Миф №1.  Таможня портит нервы всем участникам ВЭД и всегда. Просчитать риски и расходы, связанные с таможенными формальностями, практически невозможно.

На вебинаре мы предлагаем обсудить насколько вредны для предприятия подобные мифы и заблуждения, и насколько полезно рассмотреть возможности выхода на международный рынок.

Готовится план вебинаров на осенне-зимний период. Какие темы будут сформированы - зависит в том числе и от Вас!

Уважаемый читатель! Сформулируйте вопрос, который вы хотели бы обсудить с коллегами-участниками ВЭД и пришлите его на vedcons@verline.ru, и в случае его актуальности, мы поможем раскрыть данную тему.

Запись вебинара "Практика обжалования постановлений таможенных органов"

Прошел очередной промо-вебинар для участников ВЭД.

Запись вебинара "Секреты психологии правды"

Журнал "ВЭД - консалтинг" провел очередной промо-вебинар на тему: "Секреты психологии правды"

последние добавления

Новости
законодательства:

ГОСДУМА ПРИНЯЛА ЗАКОН О РАТИФИКАЦИИ ТАМОЖЕННОГО КОДЕКСА ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА

26 октября в Госдуме был принят закон о ратификации Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.

Логистика в России. Куда едем, плывем, летим?

Участники российского логистического альянса ACEX дают комментарии о состоянии бизнеса в кризисный период, а такжена чем сейчас сосредоточены основные силы по удержанию позиций на рынке.

Итальянская таможня дает добро российским коллегам

7 сентября в штаб-квартире Федеральной таможенной службы Российской Федерации (ФТС) в Филях состоялась встреча Андрея Бельянинова, руководителя ФТС, и Саверио Каполупо, главнокомандующего Финансовой гвардии Италии.

С 01 июля 2015 года вступают в силу важные нормативные документы

С 01 июля 2015 года вступают в силу важные нормативные  документы

Еще в разделе:
Новостная лента

Вьетнамский аналог «Старбакса» представит свою продукцию на СЭФ-2018

Публикация на сайте от 2018-11-14

Вебинар «WMS: безошибочное внедрение и эффективная эксплуатация»

Публикация на сайте от 2018-11-14

Азиатская делегация на СЭФ-2108 продолжает расти

Публикация на сайте от 2018-11-12

Открыта регистрация на 15-й юбилейный форум «ЮгТранс-2019»

Публикация на сайте от 2018-11-12

21 - 22 марта 2019 года в Геленджике (Kempinski Grand Hotel 5*) состоится 15-й Юбилейный международный транспортный форум «ЮгТранс-2019».

27 ноября 2018 г. состоится VIII Международный Конгресс «Таможенное регулирование и администрирование: первые результаты применения Таможенного кодекса ЕАЭС».

Публикация на сайте от 2018-10-16

СЭФ-2018 выведет малый и средний бизнес на международные рынки

Публикация на сайте от 2018-10-12

30 азиатских компаний едут за продукцией на Сибирский экономический форум

Публикация на сайте от 2018-10-05

Бесплатную фокус-группу в Китае провели для экспортеров организаторы СЭФ

Публикация на сайте от 2018-09-21

10-й Юбилейный Международный Балтийский транспортный форум состоялся в Калининграде 6-7 сентября

Публикация на сайте от 2018-09-11

6-7 сентября 2018 года в Калининграде на 10-ом Юбилейном Балтийском транспортном форуме эксперты активно обсуждали судьбы транспорта.

10-й Юбилейный Международный Балтийский транспортный форум стартовал в Калининграде.

Публикация на сайте от 2018-09-06

Сегодня, 6 сентября 2018 года, в Калининграде (деловой центр «На острове») открывает работу 10-й Юбилейный Балтийский транспортный форум.

Учредитель издания:

Редакция "ВЭД консалтинг":

Адрес: 353900, г. Новороссийск,ул. Конституции, д. 18
Подписка и размещение рекламы: 8-964-892-40-86
Работа с авторами: 8-905-477-66-99
Факс: (8617)300-013
Сайт: www.vedcons.ru
Е-mail: vedcons@verline.ru

[ разработчик vedcons.ruNetworker LTD: 7-967-301-46-85 ]