.. в новом номере:

форум | Статьи вышедших номеров журнала | Журнал 2(18)2014 | По каким сделкам налоговые органы будут контролировать цены? Актуальные моменты налогообложения

По каким сделкам налоговые органы будут контролировать цены? Актуальные моменты налогообложения

Автор статьи: Пожидаева Ольга

Одним из важнейших элементов взаимоотношений между компаниями является порядок формирования ценообразования в сделках. В соответствии с российским законодательством (п. 4 ст. 421 ГК РФ), условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Налоговое законодательство не ограничивает право партнеров на формирование ценообразования в сделках по своему усмотрению. Но как государству контролировать стоимость сделки, если она совершается между взаимозависимыми лицами?

Для рассмотрения сделок между взаимозависимыми лицами в Налоговом кодексе РФ есть целый раздел (V.1 НК РФ), в котором сказано, что в подобных сделках с целью налогообложения должна использоваться рыночная цена, которая определяется в соответствии с правилами, утвержденными этим разделом.

Для начала дадим несколько определений:

Взаимозависимые компании – это организации, способные оказывать влияние на условия и (или) результаты совершаемых ими сделок, а так же на экономические результаты деятельности друг друга либо деятельности представляемых ими лиц.

Трансфертное ценообразование − это процесс выбора оптимальной цены реализации товаров (работ, услуг) между взаимозависимыми (ассоциированными, контролируемыми) компаниями, а с точки зрения налогового регулирования − это еще и подозрительная цена, установленная сторонами сделки исключительно для снижения налогового бремени.

К контролируемым сделкам относятся сделки, приравненные к сделкам с взаимозависимыми лицами. Согласно пп. 1 − 3 п. 1 ст. 105.14 НК РФ контролирует следующие виды сделок:

  • по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) между взаимозависимыми лицами с участием формальных посредников, для таких сделок суммовой порог установлен от нуля рублей;
  • в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли, суммовой порог – от 60 млн. руб.;
  • с нерезидентами, зарегистрированными в юрисдикциях с низким уровнем налогообложения, суммовой порог – от 60 млн. руб.

налогоплательщики, которые укрывают доходы в офшорах, не получат господдержку, кредиты ВЭБ и госконтракты.

Так называемая «оптимизация налогообложения» по экспортно-импортным сделкам, совершенным между контрагентами, зарегистрированными в государствах с низким уровнем налогообложения и резидентами РФ, сводится к следующим ситуациям:

• приобретение товаров (импорт) − цена по данным сделкам занижается для оптимизации ввозной таможенной пошлины и НДС;

• реализация товаров (экспорт) − цена по сделкам занижается и, как следствие, влияет на доходную часть, которая участвует в расчете логовой базы по налогу на прибыль;

• выплата роялти компании, зарегистрированной в государствах с низким уровнем налогообложения − позволяет относить сумму роялти на расходы компании резидента и приводит к уменьшению налоговой базы по налогу на прибыль;

• оказание услуг по бербоут-чартеру (сдача судна в аренду) − как правило, компания-резидент учитывает в составе расходов арендные платежи по завышенным ставкам, что также негативно влияет на налоговую базу по налогу на прибыль.

Следует отметить, что в многих странах, особенно офшорных центрах, а также в странах, предоставляющих льготные режимы налогообложения отдельных видов доходов, может предусматриваться освобождение или льготный уровень налогообложения, в результате значительная часть прибыли от вышеуказанных сделок концентрируется в офшорной компании, которая, как правило, входит в структуру бизнеса. В результате внешнеторговые операции с офшорными компаниями носят, как правило, формальный характер и вызывают большое подозрение у представителей контролирующих органов.

Особое внимание налогоплательщиков должно быть обращено к посланию Президента Федеральному собранию в декабре 2013 года, когда В.В.Путин призвал бороться с уклонением от уплаты налогов через офшоры. В качестве метода борьбы с размыванием налоговой базы с помощью офшоров предполагается, что доходы компаний, которые зарегистрированы в офшорных юрисдикциях, должны облагаться по налоговому законодательству России.

Так же налогоплательщики, которые укрывают доходы в офшорах, не получат господдержку, кредиты ВЭБ и госконтракты.

На сентябрьском саммите глав государств «Большой двадцатки» в Санкт-Петербурге была принята декларация, касающаяся глобальной реформы налоговой политики. В ее основу положен так называемый «План действий по против действию размыванию налогооблагаемой базы и перемещению прибыли (BEPS)», разработанный Организацией экономического сотрудничества и развития. Среди 15 пунктов документа предполагается раскрытие информации и обмен ею на уровне микроданных:

- касающихся налогов даже без запросов налоговых органов любой страны «Большой Двадцатки»;

- создания единой системы налоговой отчётности, также разработки единых документов для такой отчётности;

- изменения правил налогообложения и ликвидации лазеек между налоговыми системами разных стран;

- пересмотра правил в отношении договоров о налогообложении, постоянном представительстве и трансфертном ценообразовании.

Они будут гораздо точнее определять экономическое содержание налогооблагаемых операций и создание прибавочной стоимости.

Следствием борьбы с уклонением от уплаты налогов являются внесенные в НК РФ поправки, которые вступили в силу с 01.04 г. В частности, Федеральный закон от 02.11.2013 № 306-ФЗ указывает, что исчисление и уплата НДФЛ и налога на прибыль осуществляются налоговым агентом, на основании представленной ему информации о получателях доходов (конечных бенефициарах). В случае непредставления такой информации, налоговый агент обязан исчислить и уплатить указанные налоги с применением повышенных налоговых ставок в размере 30 процентов.

Учитывая вышеизложенное, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные по контролю полноты исчисления и уплаты налогов, используют достаточно большое количество «инструментов», с помощью которых возможно выявить и провести детальное исследование сделок между взаимозависимыми лицами, которые в соответствии с разделом V.I НК РФ признаются контролируемыми.

СПОСОБЫ СНИЖЕНИЯ НАЛОГОВЫХ РИСКОВ

Представители крупного бизнеса могут исключить свои сделки из числа контролируемых.


Для этого им необходимо:

- либо заключить между налогоплательщиками, входящими в холдинг, договор о создании консолидированной группы налогоплательщиков (КГН), пп. 1 п. 4 ст. 105.14, п. 4 ст. 25.1 НК РФ. Налогоплательщикам следует учитывать, что для создания КГН имеется ряд ограничений;

- либо заключить с ФНС России соглашение о ценообразовании (п. п. 1, 2 ст. 105.19 НК РФ) в котором установить порядок определения цен, применяемых налогоплательщиком в контролируемых сделках в течение периода действия такого соглашения (п. п. 1, 3 ст. 105.21 НК РФ).


Для представителей среднего и малого бизнеса возможность исключить свои сделки из числа контролируемых отсутствует.

Им следует тщательно готовиться к новому виду проверок ЦА ФНС России, так и к проверке территориальных налоговых органов.

Проверке ЦА ФНС России предшествует подготовка налогового уведомления и специализированной документации, что позволяет налогоплательщику провести детальный анализ своих цен и подготовить их аргументированное обоснование.

При проверке территориальным налоговым органом цен в сделках, не являющихся контролируемыми, обязанность подготовить специализированную документацию у налогоплательщиков отсутствует. В результате этого представители среднего и мелкого бизнеса оказываются не подготовленными к контролю цен, и как следствие, несут налоговые риски даже в большей степени чем крупные холдинги.

Единственный способ снизить налоговые риски представителям среднего и малого бизнеса – это разработать документацию по ценам в сделках, совершенных ими с взаимозависимыми лицами в соответствии и с требованиями ст. 105.15 НК РФ. По требованию ФНС налогоплательщик обязан представить документацию относительно конкретной контролируемой сделки (группы однородных сделок), указанной в требовании. Такая документация может быть истребована ФНС уже после 1 декабря 2013 г.. Рекомендации по подготовке и представлению документации в целях налогового контроля изложены в Письме ФНС России от 30.08.2012 N ОА-4-13/14433@

Следует отметить важность своевременной подготовки документации, так как такой оперативный подход позволит налогоплательщикам более точно оценить размер будущих налоговых обязательств, необходимость и размер корректировок налоговой базы по налогу на прибыль. Кроме того, подготовка документации позволит налогоплательщику разработать методику ценообразования для целей налогообложения в соответствии с требованиями Налогового кодекса, что при ее дальнейшем применении в хозяйственной деятельности позволит если не избежать, то существенно снизить уровень налоговых рисков.

В любом случае противоречия, которые возникнут в отношении анализируемых сделок между налогоплательщиками и налоговыми органами по выявленному отклонению фактически использованных цен от рыночного диапазона, будут рассматриваться в арбитражных судах.

В сентябре 2013 г. ряд международных компаний попытался оспорить Приказ ФНС России от 27.07.2012 № ММВ-7-13/524@ «Об утверждении формы уведомления о контролируемых сделках, порядка ее заполнения, а также формата представления уведомления о контролируемых сделках в электронной форме и порядка представления налогоплательщиком уведомления о контролируемых сделках в электронной форме», который обязывает налогоплательщиков представлять огромный объем информации от кода предмета сделки по ТН ВЭД, ОКП, ОКВЭД до методов ценообразования и источников информации в сравниваемых сделках.

Позиция суда первой инстанции была созвучна с позицией ФНС: чем больше информации налогоплательщик раскроет в налоговом уведомлении о контролируемых сделках, тем меньше он должен будет представить в ходе проведения контрольных мероприятий, приказ закону не противоречит.

Это первое судебное решение, которое коснулось новых правил по сделкам, заключенным между взаимозависимыми лицами, причем заявителям в удовлетворении требований ВАС РФ было отказано в полной мере.

Перечисленные факты позволяют сделать выводы (предположить) о том, что ожидает налогоплательщиков, использующих в своем бизнесе структуры взаимозависимых компаний и офшорные юрисдикции – такие сделки будут контролироваться в первую очередь.

Для этого создана необходимая законодательная база и регламентированный порядок контроля над ценообразованием.

Поэтому налогоплательщики должны быть готовы к аргументированному оспариванию их ценовой политики в сделках между взаимозависимыми лицами, а так же приравненными к ним лицами, в судебном порядке.

Нет результатов.

Учредитель издания:

Редакция "ВЭД консалтинг":

Адрес: 353900, г. Новороссийск,ул. Конституции, д. 18
Подписка и размещение рекламы: 8-964-892-40-86
Работа с авторами: 8-905-477-66-99
Факс: (8617)300-013
Сайт: www.vedcons.ru
Е-mail: vedcons@verline.ru

[ разработчик vedcons.ruNetworker LTD: 7-967-301-46-85 ]